Владимир Бухинник,дизайнер:

Сегодня иногда трудно понять — летняя это коллекция или зимняя, потому что в угоду потребителю дизайнеры нарушают все правила. Так когда же и как в моде появилось такое понятие как сезонные коллекции? Об этом сегодня и поговорим.

Всё началось в эпоху великого англичанина Чарльза Фредерика Ворта, для которого французы придумали новое слово «кутюрье», означающее мастера создающего Высокую моду. Открыв свой модный дом в Париже, Ворт стал каждый год демонстрировать новую коллекцию, которая представляла собой дамский гардероб, начиная с белья и заканчивая торжественными вечерними платьями. Кстати, так и появилась традиция завершать дефиле платьем невесты. Это был гениальный маркетинговый ход, подстёгивающий покупательный спрос.

Следующая веха — 12 февраля 1947 года, когда скромный и застенчивый Кристиан Диор показал коллекцию «Линия Короллы», так назывался любимый сорт роз его матери. Это был грандиозный успех! Благодаря главному редактору американского «Harpers Bazaar» Кармел Сноу, весь мир знает её как New Look, так она назвала коллекцию, придя в полный восторг от её утончённости и женственности. Диору так понравился этот успех, что он стал придумывать одежду нового силуэта уже два раза в год, создав современную цикличность моды. Силуэты быстро закончились, успех New Look повторить не удалось, и он винил себя: «Что я натворил?»

Сегодня модные дома: Chanel, Alexander McQueen, Fendi, Prada, Lanvin создают в год уже как минимум шесть коллекций, а некоторые бренды масс-маркета выпускают новую коллекцию каждый месяц, таким образом получается 12 коллекций в год!

Рассмотрим нынешнюю сезонность на примере модного дома Dior. Они каждый год выпускают коллекцию Resort, её ещё называют «круизной», коллекцию весна-лето «готовой одежды», весеннюю коллекцию «от кутюр», коллекцию предворяющую осенний сезон «Pre-Fall», коллекцию осень-зима «готовой одежды» и осеннюю коллекцию «от кутюр». Те дома, что не состоят в Парижской Палате Высокой моды, заменяют коллекции «от кутюр» мужскими линиями одежды. А модный дом Balmain создаёт в год 8 коллекций, так как они делают и «кутюрную», и мужскую линии одежды.

Но в мире всё меняется. И вот уже модные бренды: Balenciaga, Saint Laurent, Vetements, Dsquared — объединяют в сезонный показ мужскую и женскую линию одежды. Первым это стал делать американский дизайнер Майкл Корс, получилась хорошая экономия.

На примере современной индустрии моды можно изучать понятие «цепная реакция». Сначала Дрис ван Нотен опубликовал открытое письмо, в котором предложил пересмотреть календарь модных событий. Затем от участия в традиционных Неделях моды отказались Saint Laurent и призвали уменьшить объёмы производства. И вот новое громкое заявление от бренда Gucci, который решил сократить количество показов в год. Об изменениях сообщил креативный директор бренда Алессандро Микеле: «Я отказываюсь от устаревшей системы сезонности, чтобы задать новый ритм, который позволит мне лучше выражать себя. Теперь мы будем встречаться два раза год, делиться с вами новыми главами нашей истории». 

Надеюсь, что народная мудрость — лучше меньше, да лучше — сработает, и на подиуме не будут появляться коллекции, после которых остаётся только один вопрос – а зачем? Будем модными и разумными, удачи вам!