Может ли подобное повториться в Петербурге? И кому мы доверяем свою жизнь, садясь в самолёты? Репортаж Андрея Фёдорова.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «Аэрофобией не страдаю. Но и в воздух, если честно, никогда не тянуло. Стать пилотом точно не мечтал. Даже в детстве. Возможно, зря. Буду попробовать. От винта!»
Ещё перед тем, как оказаться в кресле пилота я много читал об управлении самолетом. В Интернете писали – не сложнее автомобиля. Честно? Обманули. В сотню раз труднее. А самое главное – мне очень страшно. Одно неверное решение и, даже думать боюсь. Ребята, это точно не для меня, давайте на посадку.
Страшно было, в первую очередь, даже не за себя, а за тех, кто рядом. Я только что держал в руках жизни четырёх человек. И не в восторге. Даже не представляю, каково это – управлять самолетом, когда за спиной несколько сотен пассажиров.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «»Вас приветствует командир экипажа Андрей Федоров. Сегодня мы совершаем рейс по маршруту Москва – Симферополь. Расчётное время в пути составит 2 часа 45 минут. Полет пройдет на высоте 24 тысячи футов. Спасибо, что выбрали нашу авиакомпанию и приятного полета». В этом кресле я чувствую себя намного комфортнее, ведь это не настоящий самолет, тренажёр».
Полет в Крым из московского аэропорта Жуковский, про который теперь знает весь мир, воссоздаем с инструктором Вадимом Зарецким. Пытаемся повторить действия экипажа и понять, что спасло жизнь 234 пассажиров. Как действовали пилоты вот в такой аварийной ситуации.
Владимир Зарецкий,инструктор: «В данном случае мы можем с вами только спланировать и по возможности избегать препятствия. И выполнить максимально возможную посадку. Без шасси, на брюхо. При этом, нарушили требования производителя и авиакомпании. По мнению многих экспертов, именно это решение и спасло самолет от взрыва. Шасси могли повредить топливные баки. Пилоты были хладнокровны и не поддались панике».
Вадим Базыкин,заслуженный пилот РФ, летчик-испытатель: «Есть люди, которые мотивированы и которым интересна такая посадка. Вот это как раз эти люди и командир, и второй пилот попали в один экипаж. И тому, и тому было больше интересно, чем страшно. Вот поверьте мне, есть такие люди. Отбирая в школу летчиков-испытателей, именно стрессоустойчивые люди – это потенциальные клиенты».
Это «Чудо на кукурузном поле» многие сразу сравнили с «Чудом на Гудзоне» – аварийная посадка в Нью-Йорке в 2009 году, где причиной отказа двигателей тоже стали птицы. И тогда обошлось без жертв. При этом все забыли, что подобное было и в Петербурге, ровно 56 лет назад. Когда самолет не долетел из Таллина до Москвы из-за заклинившей передней стойки шасси.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «21 августа 63-го года. 11 часов утра. Обычный летний день. Большинство ленинградцев на работе. Многочисленные туристы, по традиции, осматривают достопримечательности. Внезапно их внимание привлек другой объект. Над центром города начал кружить пассажирский Ту-124. Позже стало известно, что самолет вырабатывал топливо. На 8-м круге оно закончилось, двигатели заглохли. Пилоты приняли решение посадить воздушное судно на Неву… Над строящимся тогда мостом Александра Невского лайнер пролетает на высоте всего 4-х метров. От страха строители прыгают в реку. Еще через две секунды в воде оказывается и пассажирский борт».
Автор этих уникальных снимков Юрий Туйск. Он единственный, кто смог сохранить фотографии, рассказывающие о событии. У всех остальных зрителей необычного приводнения милиция засветила пленку. По воспоминаниям очевидца, экстремальная посадка под управлением командира Виктора Мостового и второго пилота Василия Чеченева была выполнена с ювелирной точностью. Никто не получил даже царапины.
Юрий Туйск,фотограф: «Хорошо помню, как на панели стояло несколько ящиков с пивом. 2 или три ящика были не початые и совершенно не разбитые. И несколько бутылок было откупоренных. И все бутылки были абсолютно целые. Вот это я могу сказать».
Но такие чудесные приземления без жертв можно пересчитать по пальцам. Часто нештатные ситуации в воздухе заканчиваются катастрофой. При этом, по официальной статистике, Россия за последние десять лет по их количеству на первом месте.
И этому есть объяснение, рассказывает ветеран гражданской авиации. По его словам, современными самолетами, по большей части, управляет компьютер, а функции летчиков сводятся к мониторингу и вмешательству в крайних ситуациях. Летные навыки и практика, разумеется, теряются.
Олег Серов,ветеран гражданской авиации: «Они считают, что искусственный интеллект — это путь к тому, чтобы вообще убрать летный состав. Пусть те, кто это выдумывает, садятся в аэроплан и летают. Я бы не советовал. Кто создает эту автоматику? Человек, и ему дано ошибиться. Ни один компьютер не отыграет сложную ситуацию».
Еще одной причиной стал массовый побег из России профессиональных пилотов. Летчики с большим стажем и опытом стремятся работать за границей. Где выше зарплаты и другой подход. 500 тысяч рублей при максимальной нагрузке в российских авиакомпаниях, против стартовых полутора миллионах – в китайских.
Ежедневно в небо взлетает 100 тысяч пассажирских лайнеров. За год они перевозят четыре с половиной миллиарда человек. Это почти половина населения планеты. Люди хотят доверять свои жизни профессионалам. Тем, кто воспринимает небо не только как романтику, но и оживленную трассу с иногда очень крутыми поворотами.