Неделя до осени. На Петербург снова надвигаются осадки. Почему в дождь некоторые улицы города превращаются в бурные реки? Куда уходит вся эта вода? Что такое ливневая канализация и как она работает? Репортаж Антона Цумана.
Парашютная улица, сегодня уже ничего не напоминает о том, что несколько недель назад сюда как будто вернулись забытые с окончания строительства дамбы наводнения. Вместо дороги — бурная река. А местные жители до сих пор вспоминают последствия сильнейшего ливня. И все как один говорят — ливнёвка не справилась. А ведь именно туда и должны уходить дождевые стоки. И элементы этой системы нас окружают практически везде. Только замечаем мы их далеко не всегда.
Всего в городе таких дождеприемных колодцев — больше 130 тысяч. То есть в среднем на 1 квадратный километр приходится 94. В Петербурге расчетная интенсивность дождя – 60 литров в секунду на 1 гектар. Вот только спроектированная ещё в советское время ливнёвка с такими нагрузками справляется не везде.
И эти «горячие» точки располагаются как раз на севере и юге Петербурга. Ровно там сейчас идет активная застройка новых жилых районов. Там, где были леса, появляются дома. Там, где был открытый грунт, асфальтовое покрытие.
Во многих городах с этой проблемой стараются справляться разными способами. Вот, например, в шведском Мальмё прямо посреди улицы устраивают такие дождевые сады, где большая часть осадков впитывается в грунт. Или в соседней Финляндии, где осадков в год выпадает не меньше, даже в исторической части города водосточные трубы убраны в отдельную сеть. И можно применить впитывающее дорожное покрытие, как, например, делают в Великобритании.
Для справки: общая протяженность всех канализационных сетей Петербурга больше 9 000 километров. Из них только 2,5 тысячи — именно дождевая сеть. И в этом нет какой-то халатности или недосмотра. Отдельную ливнёвку стали строить лишь в последние два десятилетия. А исторически вся канализация города — общесплавная. То есть и дождевая вода, и промышленные стоки, и бытовая канализация – всё, что называется, идет в одну трубу. Которая идет до очистных сооружений глубоко под землёй.
В прошлом месяце в шахте коллектора на Петроградке задохнулись популярный видеоблогер и его проводник-диггер. История вызвала огромный резонанс. Даже в среде петербургских сталкеров такая смерть — первая. Но опасности подземелий их не останавливают. Скорее наоборот.
11 утра. Набережная реки Крестовки. Бригада водоканала готовится обследовать тоннельный коллектор. Чтобы увидеть, как работает городская система, спустимся вместе со специалистами Водоканала в коллектор на Крестовке. Проверка закончена. Концентрация кислорода в норме, опасности нет. Начинаем спуск.
И вслед за потоком мы идем с мастером Максимом Клементьевым. В тоннель высотой меньше человеческого роста на глубине в 20 метров под Петербургом. Это, если сравнивать, целая пятиэтажка.
Этот коллектор строили точно таким же способом, что и метро. Фактически такие коллекторы, как и тоннели метрополитена, соединены в единую сеть. Только вместо поездов — сточная вода. И любой оказавшийся здесь подвергает себя смертельной опасности.
Любой сбой в этой отлаженной системе канализации может привести к настоящей катастрофе городского масштаба. Уже решено усовершенствовать коллектор на Парашютной. На очереди — остальные проблемные зоны. Петербург развивается и расширяется, как город 21 века. И системы канализации построенной ещё 20 веке уже недостаточно. Поэтому нужно собрать все возможности и весь опыт, чтобы такая картина не стала приметой Петербурга.