Лучшим Петербург стал в балете, мюзикле, драме и кукольном искусстве. Режиссер года – Андрей Могучий, актер – Данила Козловский. Что сейчас считается лучшим в театре и чем удивляют петербургские творцы – Татьяна Баженова проанализировала наши победы.

Это тоже своего рода спектакль – долгожданный и непредсказуемый, да и дают его всего один раз в год. Церемония награждения премии «Золотая маска» собирает весь цвет российской театральной элиты в одном зале. Позади интриги и нервы, впереди — радость и разочарование. Итак, занавес.

Около 40 номинаций, сотни заметных работ, месяцы работы жюри и экспертной группы: конечно, петербургские мэтры не могли оказаться в тени. Мы не взяли "лучший спектакль" в драме, опере и балете, зато показали всей стране лучшую режиссерскую работу. Андрея Могучего наградили за «Грозу» в БДТ.

Совсем не классический взгляд на Островского: сцена будто палехская шкатулка, игра актеров – смесь русского площадного театра и японского кабуки. На первый взгляд — авангард, на самом деле — возвращение к традициям Мейерхольда. Именно такие инновационные прочтения классики стали играть на руку Петербургу. Взять хотя бы неоднозначного «Гамлета» Льва Додина. «Принц Датский» в МДТ получился даже немного вызывающим. Это и подкупило жюри — исполнителя главной роли Данилу Козловского признали лучшим артистом года.

Данила Козловский, артист Малого драматического театра — Театра Европы: «Я очень благодарен своей семье. И вот моя мама спрашивала: "Где же моя "Маска"?" И сегодня я, наконец, смогут ей ответить».

Когда-то новаторским считался взгляд Григория Козинцева — его «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским прогремел на весь Союз.

Теперь Козинцев классик, а Додин — новатор. В МДТ Гамлет Козловского меняет строгий костюм на толстовку с капюшоном, да и с черепом Йорика не церемонится: то на палке крутит, то наряжает в шляпу. Своих героев не обделил атрибутикой и другой режиссер. Николай Рощин в «Вороне» не просто экспериментировал, рисковал: на сцену Александринки впервые вышли артисты в масках. За что и получили «Маску». Сценография Рощина признана лучшей.

Николай Рощин, главный режиссер Александринского театра: «Я специально отказался от всех индивидуальных проявлений актерских. Нарочно ушел от современных и классических ходов. Сейчас время трендов, все пытаются попасть в какое-то течение, а я пытался как раз выбиться из это ряда, пусть и силовым, физическим способом».

Своей глубокой и чрезвычайно трогательной постановкой «Колино сочинение» выбилась из ряда режиссер Яна Тумина. Спектакль по книге с пугающий названием «Мой сын — даун» как раз призван излечить все страхи. Куклы рассказывают о жизни мальчика с особенностями развития. Работу отметили в номинации «Лучший спектакль в кукольном театре».

Яна Тумина, режиссер: «Редко выходит равнодушный зритель. В целом, люди выходят совершенно освобожденные от страха перед этим диагнозом. И как ни странно, у нас очень часто бывают плачущие мужчины на спектакле».

Хорошо, если плачут только зрители. Ведь после церемонии «Золотой маски» среди обиженных могут оказаться сами артисты. Вроде и трудятся не ради наград, но если не отметили — все равно обидно.

Андрей Пронин, театральный критик: «Сама соревновательность, она подстёгивает очень театральных деятелей. И, казалось бы, взрослые уже мужики и женщины, и даже обелённые сединами, всерьез играют в эти игры. Ругаются, что им чего-то не дали, радуются, что получили.. Конечно, каждая премия — это отчасти игра».

Игра игрой, восклицают лауреаты, но быть на высоте — все равно почётно. Народный артист России Николай Мартон второй год подряд возвращается с премией. В этот раз актера Александринки наградили за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Он свою «масочку» иногда даже на лацкан вешает.

Николай Мартон, Народный артист России: «Да я её и просто так надеваю, не потому что сегодня у нас интервью. Не будешь же ходить с большой "Маской"! А эта маленькая, она очень красивая».

Татьяна Баженова, корреспондент: «Улов этого года можно назвать удачным: петербуржцы вновь превзошли сами себя, заработав 13 масок – это конкурсные номинации плюс спецпризы. Впрочем, в театральной арифметике точно важнее не количество призов, а качество. Например, зрительских аплодисментов».

В город на Неве уехала четверть всех «Золотых масок» этого года. А значит, в театральном искусстве Петербург играет наиважнейшую роль. Без этой четвертой ножки стол российской культуры просто рухнет.