Министерство транспорта на период проведения Кубка Конфедераций планирует в целях безопасности перекрыть движение по рекам и каналам. Чем обернётся для Петербурга инициатива федеральных чиновников, которая полностью отменяет замысел основателя города – Петра I?
Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы, конечно же, с события, которое в буквальном смысле шокировало Петербург. Очень странная история. Когда на этой неделе впервые появилась первая информация по этому поводу, я, честно говоря, даже не поверил. Но потом, вчитавшись в документ, осознал масштабы бедствия. Без эмоций. Только факты и цитаты.
Итак. Вот у меня в руках проект приказа Министерства Транспорта РФ. Звучит он следующим образом. "Об установлении запретных для плавания районов в акватории, в пределах которой вводятся усиленные меры безопасности, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Указа "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года".
Пункт первый:
1. В период с 00:00 местного времени 1 июня 2017 года до 24.00 местного времени 4 июля 2017 г. установить запретные для плавания районы;
2. В акваториях морских портов "Большой порт Санкт-Петербург" и "Пассажирский порт Санкт-Петербург";
3. На участках внутренних водных путей Российской Федерации, входящих в границы городов Казань, Москва, Санкт-Петербург.
В указанных в пункте 1 настоящего приказа акваториях запрещается стоянка и передвижение маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов.
Точка. Конец цитаты.
То есть в самый разгар туристического сезона в Петербурге вводится запрет на Неву. В целях безопасности. Я, правда, с трудом представляю, как террорист, который выплывет в районе Володарского моста, может представлять угрозу для людей, находящихся в 15-ти километрах на стадионе на Крестовском острове, который омывается Малой и Средней Невкой. Проплыть этот путь под водой мне кажется даже опытному аквалангисту-диверсанту будет крайне сложно. Если только не использовать подводную лодку. Нет, случаи использования подводной лодки в Неве были.
В 90-е годы один умелец сделал подводную лодку. Вот вы сейчас видите эти фотографии. И даже пытался на этой лодке проплыть через весь город под водой. Но он запутался в рыболовных сетях. Бдительные рыбаки вытащили эту подводную лодку. И тут же сообщили в Комитет Госбезопасности. Сотрудники КГБ задержали умельца. Но арестовывать не стали. Отпустили с назиданием выбирать маршруты для прогулок под водой в другом месте.
И, если верить опасениям Минтранса, в период проведения кубка Конфедерации, такие подводные лодки могут целыми стаями заплывать в Неву и совершать своё чёрное дело, пока футболисты играют в футбол. Правда, тогда непонятно, зачем перекрывать акваторию. Ведь отсутствие судов на поверхности наоборот даст больше манёвра для вражеских лодок. Или, может, быть это делается для того, чтобы отряд наших подводных лодок мог противостоять вражеским. Тогда там такая битва миров под водой развернётся, что лучше вообще все чемпионаты отменить. Сразу к приказу Минтранса надо присовокупить приказ об отмене Чемпионата мира по футболу, тоже в целях повышения мер безопасности. И чтобы уж окончательно обезопасить город, надо выпустить приказ о запрете проживания людей, проезда транспортных средств и нахождения гражданских лиц на территории Петербурга в период с нуля часов первого июня до нуля часов 4 июля. Вот тогда Министерство транспорта достигнет абсолютной эффективности в плане исполнения выпускаемых им нормативных актов».
Для Петербурга – города, который Пётр I строил по образу и подобию Амстерадама – реки и каналы – это не просто часть ландшафта Петербурга. Это и есть сама суть Петербурга его градообразующая особенность. Архетипическая неотъемлемая ценность нашего мегаполиса. Нева для Петербурга – это как небо для самолёта. Мы даже Венецию обгоняем по количеству мостов, переправ и длине водных артерий. И всегда шутим по этому поводу – мы не Северная Венеция. Это Венеция – Южный Петербург.
50 тысяч маломерных зарегистрировано в Петербурге. 66 компаний, которые специализируются на этом рынке судоходства. Это огромная бизнес-империя, с годовым оборотом более 2 млрд. рублей. Капитаны, механики, менеджеры, экскурсоводы. Десятки тысяч рабочих мест. Если они выйдут на митинги во второй столице России, то масштабы этого народного гнева будут более заметны даже, чем протесты дальнобойщиков по поводу Платона. Эхо прокатится по всему миру. Ведь Петербург – это окно в Европу. Это лицо России, в которое смотрит Запад.
Перефразируя хрестоматийное выражение Николая Озерова, можно сказать – Такой футбол нам не нужен. Ведь люди со всего мира едут к нам, чтобы в первую очередь увидеть Петербург, белые ночи, разводные мосты, а не матчи по футболу. А теперь они увидят мёртвую без корабликов, катеров, разводных мостов и шума толпы туристов Неву. Мрачное зрелище. Невский Апокалипсис, порождённый бюрократическим старанием и волей федеральных чиновников. Реально воплощение довлатовской иронии по поводу бездумности системы – "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью". Может быть, это решение будет отменено. Надежда есть. Но уже сейчас по информации от некоторых турагентств, были зафиксировано первые тревожные звонки от туристов из-за рубежа и России. С вопросом – а путёвки уже сдавать? Ведь у вас там Неву и разводные мосты отменили? И через паузу с надеждой добавляют – А когда их опять разрешат?