Такого не было ни разу со времен основания Санкт-Петербурга – зачем понадобилось закрывать акваторию на время матчей Кубка Конфедераций? И действительно ли этот запрет сделает город безопаснее? Репортаж Павла Никифорова.

Юрий Зинчук, ведущий: «Нам было очень интересно узнать, а что по этому поводу думают наши европейские коллеги. Жители городов, которые так же, как и Петербург, находятся на берегах рек и каналов. Вот, например, интервью с жителем Венеции, которому мы задали только один вопрос: как он оценивает этот приказ российских чиновников и могло ли нечто подобное произойти у них?»

Луиджи Рикарда, житель Венеции: «Это полностью невозможно для Венеции. Единственный транспорт здесь – водный. Мы даже представить себе не можем, как решение, принятое в Петербурге, могло быть принято у нас, в провинции. Это всё равно, что снести все мосты Петербурга. Тогда невозможно будет добраться ни до карнавала, ни до нашего знаменитого кинофестиваля. Даже еду с большой земли не привезти, потому что всё доставляется по воде. Я не представляю себе Венецию без лодок на каналах. Хочется верить, что ваши российские чиновники проявят благоразумие и отменят это решение. Держись, Северная Венеция!»

Юрий Зинчук, ведущий: «Вот такое мнение венецианцев. Ну а чтобы получить ответ на вопрос — когда опять разрешат Неву — надо адресовать его Минтрансу. Мы подготовили официальный запрос в это ведомство. И получили слеюущий ответ. Цитирую по тексту документа. ((цитата)) Перевожу на русский язык. Отстаньте! Отстаньте от нас! Можно перевести на более упрощённый русский язык, но закон о СМИ меня сдерживает.

– Гости и жители города! Проходите мимо, речные трамваи не работают, а каналы закрыты!

Приехав в июне на Кубок Конфедераций, болельщики могут услышать именно эту фразу. Минтранс под предлогом безопасности может на целый месяц закрыть петербургские каналы и реки для малого судоходства. Документ еще не подписан, но сама постановка вопроса сильно удивляет.

Павел Никифоров, корреспондент: «По этому поводу петербуржцы даже успели придумать отличную шутку: – А когда последний раз в городе перекрывали реки и каналы? – В мае, в мае 1703 года!

Другими словами – никогда. За всю историю города однажды закрыли на полтора дня порт, когда проходил саммит «большой восьмерки», но реки и каналы не трогали ни в дни Олимпиады-80, ни во время «Игр доброй воли», которые прошли у нас в 1994 году. Кстати, безопасность на «Играх-94» обеспечивал подполковник ФСО в отставке Николай Полунин, который к этой идеи отнесся очень сдержанно.

Николай Полунин, подполковник ФСО: «Ну вот смотрите. Речной трамвайчик, около 100 человек. Бесконтрольно сели на него, отчалили от берега. Проник на борт террорист, помимо того, что он может произвести самоподрыв, так и еще и на воде и половина, кто останется в живых еще могут и утонуть. То есть, действительно, опасность такая существует. Но нельзя поступать и как в фильме "Джентльмены удачи": "бабка туда не ходи снег попадет – мертвым будешь". Нельзя запретительными мерами, мы покажем свою несостоятельность».

А главное, мы покажем свой страх — чувство, которое каждое животное чует издалека. Капитан дальнего следования в отставке, а ныне директор судоходной компании, которая как раз и занимается экскурсиями по рекам и каналам Петербурга, тоже говорит про страх, который нельзя демонстрировать. А главное — это мера убийственна для частного городского бизнеса.

Андрей Набатов, директор судоходной компании: «Первая реакция, что во всем должен присутствовать разум. И что подобное мероприятие – оно не то, чтобы нелогично, оно против самой логики и безопасности. Эти вещи не связаны: закрыть движение и огромный туристический рынок. Для того чтобы потерять больше месяца времени… Это сколько туристов, наоборот, не приедут, когда узнают, что в городе такие мероприятия проводятся, когда перекрыто и закрыто всё? Туристы билеты сдавать будут».

Причём про сдачу билетов — это отдельная строка доходов и возможных расходов. Многие экскурсии в белые ночи уже раскуплены в интернете и если за них вернуть деньги, то многим частным компаниям придётся проходить процедуру банкротства. Причем городской Комитет по туризму эту инициативу так же считает чрезмерной. Невероятное согласие бизнеса и власти.

Андрей Мушкарев, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга: «На наш взгляд, перекрытие наших рек и каналов, которые в Петербурге являются символом города, это будет катастрофой для туристической отрасли».

Об этом ни много ни мало историческом событии со знаком минус — в красках катастрофы — говорят в культурном мире Петербурга. Алексей Лепорк — историк архитектуры и ведущий сотрудник Эрмитажа.

Алексей Лепорк, историк: «В любом случае, ответ на это однозначен. Если у нас рыночная экономика, то тогда такого не может происходить. Если мы туристический центр, то мы не можем перекрывать водный аттракцион в высокий сезон на месяц. Но тогда не нужно размышлять про туристическую составляющую нашего города».

На новость о возможном перекрытии петербургских каналов достаточно резко отреагировал буквально весь город. Депутат Госдумы и петербуржец Сергей Боярский написал официальное обращение на имя министра транспорта Максима Соколова с просьбой оценить эту радикальную меру для нашего города.

Сергей Боярский, депутат Государственной Думы РФ: «Я более чем уверен, что подобные меры связаны с безопасностью, однако они настолько радикальные и исчерпывающие, на мой взгляд, что требуют уточнения и пояснения. Так мы можем далеко зайти и ограничить автобусные туристические маршруты, или перекрывать улицы и не выпускать граждан из дома во время проведения спортивных соревнований. Все-таки в Петербург туристы едут не только за футболом».

Вслед за депутатом Госдумы требование о нецелесообразности перекрытия рек и каналов сформулировали и депутаты ЗакСа. С автором этого требования, Алексеем Ковалевым, мы встретились у самого широкого моста горда — Синего, на спуске набережной Мойки.

Алексей Ковалев, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Положение усугубляется тем, что ситуация на реках и каналах никак не связана с субъектом РФ Санкт-Петербург. Всем руководит бассейновое управление. Даже сумма арендной платы причалов и другие аспекты строительства на воде в ведении федеральных органов. Мы формально этим не руководим, поэтому они сейчас любое решение могут сверху спустить и город даже не может этому сопротивляться».

Не сможет эту сопротивляться и парусный спорт. Ни перекрытию, ни природе. Итак из короткого петербургского летнего сезона украсть месяц — это украсть одну третью всего времени на тренировки и соревнования у наших спортсменов. При этом пресс-служба агентства морского и речного транспорта от этого запрета аккуратно открещивается. Тотального закрытия не будет, говорят в Росречморфлоте.

Алексей Кравченко, пресс-секретарь Федерального агентства морского и речного транспорта: «Я могу сказать, что в том виде, как эта информация опубликована, она не соответствует действительности. На данный момент никакого решения Минтранса не принималось».

Коротко и ясно. Но дыма без огня не бывает. Это тот случай, когда, что называется, прощупывают почву. А что говорит на этот счёт история?

2000 год. Чемпионат Европы по футболу — событие в разы крупней Кубка Конфедераций. Голландия, Амстердам — город на реках и каналах, в котором реки и каналы не то, что не перекрывали, а, наоборот, на них сделали акцент. Вот реклама 2000 года, где звёзды футбола Зидан и Бекхам набивают мяч на городских набережных, у самой воды.

И все же в Петербурге каналы иногда перекрывали. Исторически существовало два способа. Первый — с помощью шлюзов. Их можно до сих пор найти, например, на Елагином острове. Система вентилей и ворот под мостами несколько заржавела, но по-прежнему работает. С их помощью осушали или наоборот заполняли пруды парка.

Второй способ — неугодный канал просто засыпали, как это, например, произошло с Адмиралтейским. Канал превратился в Конногвардейский проспект, а в память об этом под площадью Труда выведена каменная труба, куда канал и заточили. И, видимо, может появиться третий способ, когда под предлогом безопасности каналы закроют не физически, а символически. Они останутся, но проплыть по ним никто не сможет. И будто готовясь к этому историческому событию, петербургский художник Алекс Андреев уже много лет создаёт серию картин, где городские каналы, реки и мосты буквально подняты в небо. И ещё вчера, до предложения Москвы, подобные иллюстрации смотрелись абсурдно.