В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Николай Растворцев, ведущий: Мы уже успели обсудить, как эффективно готовиться к экзаменам. Но какой ценой даются даже самые высокие результаты. Предлагаем поговорить о состоянии, которое многие родители списывают на лень или капризы, а на деле это серьёзный сигнал переутомления у детей. Тем более что, по свежим данным, три четверти российских школьников чувствуют усталость в течение года, а к середине учебного марафона выгорание ощущает практически половина детей. Как вовремя заметить, что ребёнок не просто устал, а действительно переутомился? Чем это грозит и, главное, как помочь? Давайте начнём с краеугольного вопроса, который волнует многих родителей прежде всего. Чем обычная усталость, которая действительно присутствует у детей после школы или тренировки, отличается от опасного переутомления, которое, по сути, уже является проблемой?

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Я думаю, что для многих родителей очевидно: если это обычная усталость, то после хорошего полноценного отдыха состояние восстанавливается, настроение восстанавливается, желание делать привычные дела и заниматься тоже возвращается.

Николай Растворцев, ведущий: То есть надо посмотреть: если ребёнок отдохнул, но глаза не загорелись, это уже, наверное, первый сигнал. Не хочется доводить до того, чтобы родители приходили, например, в том числе и к вам с целым багажом проблем. Первые сигналы такие: допустим, он устал. Хочет ли он идти в школу? Конечно, нет, потому что это ребёнок, который может мечтать о том, чтобы ничего не делать, и чтобы за это ему ничего не было.

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Всё-таки в школе есть хорошие истории: общение, друзья, похвала учителя. День-два бывает так, что ребёнок действительно выдохся, но через пару дней это может восстановиться, какой-то мотиватор сработает.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько вас настораживает цифра в 76% уставших детей? В чём причина? Амбиции родителей, слабость детей, которые чуть-чуть устали и у них уже переутомление, темп времени или вызовы жизни?

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Дело в том, что школа всё-таки ставит большие серьёзные задачи. Родители у нас исполнительные и старательные. Соответственно, очень часто психофизиология уходит на второй план. Ребёнок в первую очередь нуждается в активном и разнообразном образе жизни. Игорь Кон писал, в каком возрасте какая деятельность выходит на первый план. Школа, к сожалению, не всегда может учитывать эти потребности, и происходит перегрузка.

Николай Растворцев, ведущий: Моя мама всегда говорила: перемена занятий – это отдых. Был в школе, пошёл на один кружок, там устал, пошёл на другой, потом на третий, а дома ещё домашнее задание. Всё это перемена занятий. Отдых ли это для ребёнка?

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Отдыхом является всё то, что не требует серьёзной волевой регуляции. Если нужно сосредоточиться и действовать по плану, по инструкции или образцу, это точно не отдых.

Анна Смирнова, ведущая: На какие изменения стоит обращать внимание, как в физическом состоянии, так и в эмоциональном? На что обращать внимание в первую очередь и что скрывается за этим самым «не хочу учиться»?

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Здесь две крайности. Либо апатия, безразличие, уход от общения и привычных договорённостей. Либо раздражительность. Ребёнок быстро реагирует на напоминания о том, что надо сделать уроки или собираться на тренировку. Появляются поспешность и отторжение. Не просто сомнения, которые родитель может преодолеть в беседе, а безапелляционное заявление: «Всё, нет, завтра я не иду».

Анна Смирнова, ведущая: Есть и другая крайность. Бывают очень упорные дети, которые сами себя сильно нагружают. Что в таком случае делать родителям?

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Во-первых, благополучие детей определяют родители. Они со стороны видят, когда наступает момент для отдыха. Предпочтения детей всё-таки фильтруются родителями, даже если это любовь всей жизни: спорт, театр или что-то ещё. Вторая важная вещь – отдых самих родителей. Если родители умеют отдыхать, дети видят их беззаботными, спонтанными, весёлыми. Если отдых поощряется, ребёнок понимает, что это такой же важный пункт, как выполнение заданий.

Николай Растворцев, ведущий: Вы пришли не с пустыми руками. Расскажите, что из этого может иллюстрировать усталость или помочь вне зависимости от возраста.

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Здесь много вариантов. Самые беззаботные – игрушки, которые не требуют специальных навыков. Это всё, что связано с телом: например, нужно изобразить человечка, повторить позу, а потом сделать так же самому. Дети очень веселятся.

Анна Смирнова, ведущая: Каким образом это помогает разгрузиться?

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Наш мозг так устроен: левая половина в основном работает с логическими операциями, правая – творческая, беззаботная.

Николай Растворцев, ведущий: Дайте ещё пару советов в режиме блиц.

Ирина Никулина, клинический психолог консультативно-диагностического Центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Хороший пример – игры с шариком, башенки, кубики. В зависимости от цвета нужно выполнять простые действия. Всё это забавно, потом конструкция рушится. Дети любят не только строить, но и ломать. Есть игры, где нужно быстро реагировать, выхватывать фигурки. Здесь нет соревнования и стратегии, ребёнок просто находится здесь и сейчас. Правила простые. Можно сказать так: если хочешь хороших результатов, иногда важно быть ребёнком младшего возраста. В младшем возрасте мы играем, веселимся, придумываем неожиданное. Важно не забывать и про такие простые занятия, как бирюльки. Это маленькие фигурки, которые нужно аккуратно доставать крючочком. Пазлы требуют больше осознанной деятельности. Про компьютерные игры тоже скажу: это не отдых, потому что компьютер – запланированный процесс. Это не спонтанность и не собственное творчество.