В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Коломацкая, эксперт по этикету.
Ксения Бобрикова, ведущая: 4-е декабря – День заказов, подарков и написаний писем Деду Морозу. Считается, что если отправление волшебнику написать 4-го дня первого месяца зимы, то пожелание обязательно исполнится. Да, с Дедушкой Морозом всё ясно, он сделает возможное и невозможное, чтобы нас порадовать. Но как быть, если главным дарителем и исполнителем всех новогодних просьб являешься ты сам?
Николай Растворцев, ведущий: Какие презенты уместно делать? О каких можно намекнуть окружающим, а о каких не стоит? Узнаем прямо сейчас, изучив подарочные этикеты вместе с экспертом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вроде бы все знаем, что подарок не должен быть слишком дорогим, дежурным или с намёками. Лучше этого избегать с малознакомыми людьми. Если говорить о новогодних презентах, есть ли универсальные, которые устроят и близких, и коллег?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Да, конечно. Новый год – тематический праздник, поэтому делаем акцент на нём. Это могут быть универсальные ёлочные игрушки, которые можно подобрать под интересы человека: сферу деятельности, увлечения. Они будут долго радовать и напоминать о вас. Это могут быть сладости, которые человек использует к праздничному столу. Даже если он сам не ест сладкое, всегда есть возможность передарить. Можно выбрать сладости, которые многофункциональны, например, пряники, которые можно повесить на ёлку как игрушки или использовать как декор. Это всегда приятно – подойти вечером к ёлочке и что-нибудь с неё съесть.
Ксения Бобрикова, ведущая: Стали популярны вишлисты. Люди публикуют их в чатах, соцсетях, иногда прямым текстом – список желаний. Если говорить о таком заказе-подарке, это этично? Какими правилами руководствуемся при составлении списка?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Мы можем составлять любые списки для себя, но предоставлять их кому-то можно только по просьбе. Если вас попросили, тогда можно показать свой список. Сейчас много сайтов, где можно сгенерировать вишлист, чтобы не покупали одинаковое. Это может быть в заметках или красиво оформлено со ссылками. Важно, чтобы подарки были на разную ценовую категорию, чтобы никого не поставить в неудобное положение. Приписка «мне будет приятно твоё внимание» – всегда облегчает ситуацию.
Николай Растворцев, ведущий: Мы обсудили универсальные подарки, но вы как профессионал сразу сделали индивидуальный уклон. Например, если человек занимается парашютным спортом – это не универсально. А что насчёт индивидуальных наборов, которые продаются в гипермаркетах? Чашка, чай и что-то ещё – таких наборов много. С одной стороны, человек пришёл с подарком, проявил внимание, с другой – внутри остаётся ощущение, что куплено всем одинаковое.
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: В подарке главное внимание, что человек о вас подумал. Он мог вообще ничего не подарить. Не у всех есть фантазия, время и возможности подбирать индивидуальные подарки. Да это не всегда и нужно. Универсальные истории вроде новогодних сладостей, не связанных с личным подтекстом, – всегда удачный вариант.
Ксения Бобрикова, ведущая: Есть люди, которые испытывают неловкость. Они бы хотели получить подарок, но воспитание не позволяет сказать об этом. Формально говорят, что им главное внимание, хотя это лукавство. Как быть в этой ситуации?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Если это коллеги, то подбираем то, что не связано с личной историей.
Ксения Бобрикова, ведущая: И, наверное, не связано с работой?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: С работой как раз может быть связано. Это ежедневники, которые человек сможет использовать, бизнес-аксессуары, ручки, гаджеты, пауэрбанки – то, что пригодится в рабочей деятельности. Чтобы не было личного подтекста в деловом подарке.
Николай Растворцев, ведущий: Вы пришли с подарками. Один можем запаковать, другой распаковать. С чего начнём?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: В гости с пустыми руками по этикету не ходят, и приятные сладости или мелочи всегда добавляют атмосферу праздника. Я рекомендую уделять внимание таким тематическим историям: зефиры, пряники, шоколадные наборы, чайно-кофейные наборы. Это то, что точно будет использовано и не будет пылиться. Новогодние аксессуары человек достанет раз в год, а сладости – съест, останется приятное послевкусие и праздничное настроение.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как упаковать, если хочется прийти в гости с красивым подарком.
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Упаковка не обязательна, но приятно, когда есть элемент сюрприза. Внутри мы все дети. Подарочный пакет – это хорошо, но упаковка, которую распаковываешь, добавляет удовольствия. Простой способ – как в советское время: упаковать в кулёк, лёгкая небрежность добавляет шарма. Заворачиваем.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сразу видно, что это делал сам человек.
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Абсолютно верно. Это занимает минимум времени, но создаёт приятное впечатление. Бечёвка, крафтовая бумага – недорого, но добавляет флёра.
Николай Растворцев, ведущий: Распаковывать сразу или оставить на потом? Если подарков несколько, большая компания, каждому что-то дарят – копятся подарки. Как реагировать? Сразу распаковывать или нет?
Ксения Бобрикова, ведущая: Ты же не будешь сразу распаковывать. Или всё-таки по этикету нужно?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: По этикету подарки распаковывают сразу. В подарке ценны ваши эмоции. Человек старался, выбирал, упаковывал и хочет видеть реакцию. Всегда реагируйте. Если подарок ручной работы или сделан на заказ – благодарите вдвойне, потому что самое ценное – внимание. Если подарков очень много, можно распаковать позже, но обязательно отправить сообщение или позвонить, поблагодарить. Как приятно, что подарок висит на ёлочке или украсил утро.