В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Стрельчик, юрист.

Николай Растворцев, ведущий: Одни видят в них гарантию безопасности, другие – вторжение в личную жизнь. Видеокамеры в парадных становятся делом привычным. Где грань, когда защита превращается в нарушение закона? Что делать, если объектив соседской камеры смотрит не только на вашу дверь, но едва ли не в глазок?

Ксения Бобрикова, ведущая: Сразу главный вопрос от многих наших телезрителей: сосед поставил камеру в подъезде. Это законно? Что делать?

Мария Стрельчик, юрист: Вопрос часто возникает, особенно в многоквартирных домах. Важно обращать внимание на несколько моментов. Направлена ли камера на вашу входную дверь? Если направлена, это нарушение закона и права человека на неприкосновенность личной жизни. Если камера направлена на места общего пользования – входную дверь парадной, почтовые ящики, общий лестничный пролёт, – такое возможно, если две трети собственников согласовали установку. Кроме того, должно быть предварительное уведомление, значок о том, что ведётся наблюдение.

Николай Растворцев, ведущий: Как выглядит правильная, легальная установка таких камер? Две трети собственников сказали да – этого достаточно? Дальше просто монтаж или есть ещё какие-то условия?

Ксения Бобрикова, ведущая: Как собрать эти две трети? Нужно ходить со списком? Как это должно быть?

Мария Стрельчик, юрист: Обычно это фиксируется управляющей компанией. Проводится общее собрание собственников. Если более двух третей проголосовали за установку, мнение остальных учитываться не будет, и камеру можно устанавливать, но, повторюсь, она не должна быть направлена прямо на вход в вашу квартиру. Вход в квартиру фиксировать нельзя даже при согласии большинства. Если такое произошло, стоит обратиться в управляющую компанию, чтобы они подтвердили, проводилось ли собрание, и корректно ли оно прошло.

Ксения Бобрикова, ведущая: Камера может быть установлена так, что кажется, будто твоя дверь попадает, а по факту не попадает. Имеет ли право сосед, которому кажется, что его дверь снимают, постучать и попросить показать, что делает камера?

Мария Стрельчик, юрист: Он может попросить подтвердить, что его дверь не попадает.

Ксения Бобрикова, ведущая: А потребовать? Не попросить, а именно потребовать: «Вы установили камеру, покажите картинку».

Мария Стрельчик, юрист: Можно и потребовать, потому что мы имеем право защищать свою личную жизнь. Это общественные места. Потребовать можно. В целом никто не отменял адекватность – можно спокойно поговорить с соседом, попросить его изменить направление камеры.

Ксения Бобрикова, ведущая: Другая ситуация. Сегодня Николай – мой сосед. Он сказал, что будет устанавливать камеру, и я дала согласие. Но через полгода решила, что меня эта камера не устраивает. Могу я сказать, чтобы убрали камеру? Я имею на это право?

Мария Стрельчик, юрист: Абсолютно, это право установлено Конституцией.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что мне делать? Обратиться к Николаю или сразу идти в суд?

Мария Стрельчик, юрист: Если вы давали согласие, нужно обратиться к Николаю, сказать, что передумали, отзываете своё согласие и просите изменить направление.

Николай Растворцев, ведущий: Если в парадной что-то происходит, и камера это зафиксировала, кто может потребовать записи? Только собственник камеры, управляющая компания, полиция или любой жилец, который попал в кадр?

Мария Стрельчик, юрист: Потребовать может любой, прийти и сказать: «Пожалуйста, предоставьте записи». Если собственник отказывается, можно обращаться в управляющую компанию и полицию. Полиция в любом случае посодействует в защите прав граждан.

Ксения Бобрикова, ведущая: Может ли управляющей компании не понравиться внешний вид камеры? Есть ли причина потребовать демонтаж?

Мария Стрельчик, юрист: Если есть зафиксированное решение собственников, то нет. Внешний вид камеры значения не имеет. Основной момент – камера должна быть видимой, она не может быть скрытой.

Ксения Бобрикова, ведущая: Меня камера не устраивает, с Николаем договориться не удалось. Я понимаю, что мне либо в полицию, либо в Роскомнадзор, либо в суд.

Мария Стрельчик, юрист: Можно в суд.

Ксения Бобрикова, ведущая: В какой суд? Мировой, районный? Что писать в иске?

Мария Стрельчик, юрист: Это районный суд, суд общей юрисдикции. Мы будем опираться на нарушение конституционных прав, прежде всего неприкосновенности личной жизни. Плюс законодательство о защите персональных данных. Оно в судебной практике учитывается не всегда, но, если камера направлена на вход в квартиру, здесь подойдут все средства защиты.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли золотой стандарт законного видеонаблюдения в многоквартирном доме?

Мария Стрельчик, юрист: Есть. Обязательно наличие табличек о том, что ведётся видеонаблюдение, картинка камеры или надпись «Ведётся видеонаблюдение», и, наверное, взаимоуважение к соседям. Без этого никуда.