Михаил Спичка, ведущий:
Нам порой бывает очень любопытно, что готовят на своих кухнях другие люди. А разве не интересно, что они читают, какие книги берут в библиотеках. К некоторым из этих книг мы присматриваемся чуть внимательнее. За мной, читатель!
А давайте-ка взглянем на окружающее из окна железнодорожного вагона. «Пустые поезда 2022 года». Дмитрий Данилов. Очарование российской провинцией вылилось у писателя в необычное хобби – он любит ездить по малодействующим веткам до малоизвестных станций. Попутно подмечает детали вагонного быта, портреты и разговоры попутчиков, сменяющиеся за окном пейзажи. Так с автором можно проехать от Бологого до Осташкова, от Луги до станции Дно, от Выборга до Приморска, от Александрова до Кинешмы. А попутно узнать, что поезда иногда поют. Что все железнодорожные линии в России правосторонние, и только Москва-Рязань левосторонняя, потому что её строили англичане. Узнать, что та самая станция Тихорецкая, куда вагончик тронется и состав отправится, находится на линии Кисловодск-Ростов. Зачем ездить в пустых поездах к маленьким полустанкам, где нет ничего? – спросит читатель. Дмитрий Данилов отвечает: «Блаженное ничто. Ради чего и следует отправляться в такие путешествия». В «Пустых поездах 2022 года».
Эпиграфом к роману одного из самых известных и издаваемых современных американских писателей Джонатану Франзену «Перекрёстки» вполне могли бы стать первые строки «Анны Карениной» – «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В центре 600-страничной семейной саги глубоко несчастливая семья пастора реформатской церкви Рассела Хильдебрандта. Вместе с женой Мэрион и многочисленными детьми он живёт в вымышленном городке близ Чикаго. Действие романа начинается в канун рождества 1971-го года. Все члены семьи глубоко несчастны и равнодушны друг к другу. Отец семейства Расс давно не любит свою жену и снедаем страстью к молодой прихожанке. Он сомневается в своей вере и борется между моралью и искушением. (Ох, уж эти молодые прихожанки!) Разочарована в своей семье и его жена, утешение она находит в беседах с психологом. Старший сын – студент колледжа Клем – решает бросить учёбу и отправиться на Вьетнамскую войну, дочь — старшеклассница умница Бекки — примыкает к движению хиппи. Ну и так далее. Герои оказываются на перепутье и должны принять решение. К чему они приходят, становится ясно к концу. Впрочем, Джонатан Франзен оставляет открытым финал, поскольку «Перекрёстки» только первая часть трилогии. Продолжение следует. И да помогут читателю высшие силы.
Ну и наконец «Бессмертник» от Нади Совы. Выпускница Литинститута утверждает, что в этом учебном заведении не учат, как писать, а учат, как писать не надо. Надя Сова привлекла к себе внимание нашумевшим романом «Станция Лихо». «Бессмертник» продолжает эту линию фольклорного фэнтези со славянским уклоном. Два мира — Явный и Ладный — существуют параллельно, но тем не менее пересекаются. В жизнь Норы вторгается нечисть из другого измерения, её преследует некая чёрная тень, с ней общается говорящий кот (правда, примус не починяет). И куда уж без детективной составляющей. Наде Сове удаётся придумать историю и прописать её героев, создать свой мир, наполненный подробностями и деталями, а это очень важно для фантастики вообще и для фэнтези в частности.
Ну и напоследок вкусная цитата из русской классики: «…нечего говорить, каков был в тот день обед: Тимофеич собственною персоной скакал на утренней заре за какою-то особенною черкасскою говядиной; староста ездил в другую сторону за налимами, ершами и раками; за одни грибы бабы получили сорок две копейки медью». Иван Тургенев. «Отцы и дети».
С вами был Михаил Спичка. Читайте со вкусом.
Читательская карта. Книга-путешествие «Пустые поезда 2022 года» Дмитрия Данилова, сага о несчастливой семье «Перекрёстки» Джонатана Франзену и фэнтези со славянским уклоном «Бессмертник» Нади Совы
7 ноября 2025, 07:45