Анна Смирнова, корреспондент:

Площадь Пролетарской Диктатуры — важная точка на карте нашего города. Здесь, в историческом здании Смольного, на втором Всероссийском съезде Советов было создано советское правительство первого в мире государства диктатуры пролетариата. Так, площадь получила своё третье по счёту название. В нём отразились важные для всей страны исторические события.

Интересно, что в 1918 году, бывшая до этого Лафонской, она стала просто площадью Диктатуры, и лишь спустя 35 лет появилось уточнение, что диктатура — пролетарская. Революционные наименования во многом считались спорными, но некоторые из них, как, например, название этой площади остались на карте Северной столицы до сих пор.

Андрей Рыжков, топонимист, краевед:

Сам облик площади, он сформировался во многом уже в советские годы. Пропилеи Смольного знаменитые — это целиком и полностью советское творение. Несмотря на свою, конечно, такую громоздкость сочли, что это просто ценный памятник советской топонимики, который в таком ключе может быть оставлен. Существует легенда, которая очень похожа на правду, что самым первым идеологическим переименованием после революции было переименование Еленинской улицы в Ораниенбауме. В которой революционные матросы стёрли первую букву «Е», и она превратилась в Ленинскую.

Официальные массовые переименования были приурочены к первой годовщине революции. Несколько десятков улиц стали прославлять коммунистических лидеров, важные даты новой истории и идеи социализма.

Анна Смирнова, корреспондент:

Красный, безусловно, стал символом революции, и нашёл своё отражение в топонимике нашего города. Улица Красного Текстильщика, Красного Электрика и Красного Курсанта. Последняя получила своё название в 1922 году, через несколько лет после того, как именно здесь открылись первые в стране курсы по подготовке командного состава Красной армии.

Андрей Рыжков, топонимист, краевед:

Чувство меры немножко изменяло. Белоостров пытались переименовать в Красноостров. И даже почти в этом преуспели. Но тут Центр это дело запретил. Почему? Потому что это была пограничная станция, внесённая в мирный договор с Финляндией.

Анна Смирнова, корреспондент:

Большинство названий улиц в Купчино связаны с Балканским полуостровом, а точнее с бывшими социалистическими странами Восточной Европы. Улицы Гашека, Дундича и Димитрова — не исключение, а они нас отсылают к тому же к революционной тематике.

Андрей Рыжков, топонимист, краевед:

В частности мы с вами сейчас стоим на улице, названной в честь, как его называли «красный серб», Олеко Дундича. В нашу историю он вошёл под этим именем как герой Гражданской войны. Вы можете увидеть улицу Ярослава Гашека, который, конечно, всемирно известен как писатель и автор «Швейка» бессмертного. Но в нашей Гражданской войне он тоже отметился, и в отличие от своих соотечественников, большинства чехов, на стороне Красной армии.

Для революционных топонимов был в своё время отведён целый район. Современный Невский — тогда Володарский. Первым таким названием стал мост, построенный прямо рядом с местом гибели знаменитого революционера. А позже появились улица Бабушкина, Крыленко, Дыбенко, Антонова-Овсеенко, Искровский и Товарищеский проспекты, в также проспект Большевиков. Каждая из магистралей с революционным наименованием, которые находятся в разных точках города — это свидетельство истории. Как память о той далёкой и непростой эпохе.