ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, мастер-фарфорист:
Я всегда считал, что роза — это царица цветов, и те линии, которые есть в Розе, они вдохновляют. И вот если посмотреть, например, первые попытки, те розочки, вот они, маленькие, небольшие такие. И теперешнюю вот розу смотрите.
Не природное, а рукотворное чудо. Из фарфора. Каждый лепесток с заметными на свету прожилками — не толще человеческого ноготка. Евгений Андреев изготавливает эти хрупкие и изящные произведения искусства с начала 2000-х годов. В свое время его заворожила работа мастера Петра Иванова: ещё в середине XIX века он создал букет цветов из фарфора, который поразил светское общество.
ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, мастер-фарфорист:
Букет Петра Ульяновича Иванова создан столь великолепно, что никто более ста лет не мог его повторить. Требовалось очень много усилий и в обжигах, и в создании прозрачной, белой, прочной массы. Мне было очень это интересно, меня это захватило. У меня был офис на Васильевском острове. Я сидел и экспериментировал.
Главной задачей было разработать рецепт фарфоровой массы, которая обладала бы высокой пластичностью. Петр Иванов его не оставил, так что подбирать приходилось методом проб и ошибок. На поиск своего художественного решения у Евгения Андреева ушло более 10 лет.
ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, мастер-фарфорист:
Я просто снимал разные массы, ставишь на обжиг. Смотришь по белизне, потом увеличиваешь, например, обжиг. Много моментов: как держать цветок, чтобы лепесток не ушёл в другую сторону, как сделать так, чтобы цветок раскрылся, даже как его в обжиг поставить, чтобы он не сплюснулся и не обмяк. Ну, этот поиск, он до сих пор идёт.
Сейчас Евгений Андреев — автор уже около 30 букетов из фарфора. На создание цветочной композиции может уходить около месяца. В коллекции мастера: тюльпаны, георгины, ромашки, подснежники, мимозы, орхидеи и, самые популярные у публики, розы. Они как самые привычные для Евгения изготавливаются быстрее всего — по несколько штук за дней десять.
ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, мастер-фарфорист:
Если в цветке есть тычинки, то начинаем с тычинок. Берём массу. Ну, я вот заранее как бы её подготовил. Делаем вот так аккуратненько. Ну и создадим ей ещё раздвоенность. Раз. И так одну за другой мы делаем.
— Для одной розы, у которой есть тычинки, это вот сколько вот таких маленьких нужно будет сделать полосочек?
— Я считаю тарелками. Вот когда тарелка это самое, тогда уже хорошо, можно начинать сборку.
Скажем, в одной из готовых роз, которая лежит рядом с нами на столе, около 700 тычинок. Каждая после лепки высушивается, соединяется одна с другой в композицию. Далее — очередь лепестков, в которые облекаются тычинки. Для них требуется другая фарфоровая масса.
ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, мастер-фарфорист:
Сделав лепесток, его надо ещё приклеить, чтобы он не сломался, не слипся с другими, придать ему движение, и еще это движение сохранить. Потому что во время сушки поведёт куда-то что-то. Во время обжига тоже, надо смотреть, как цветок расположить, в какую сторону.
Лепестки мастер собирает в бутоны. Заключительный этап — обжиг в печи, после чего фарфоровая роза расцветает. Изготовление растительных композиций — не единственное увлечение Евгения Андреева. Он мечтает о создании скульптур из фарфора и, главное, подглазурных икон, которые могли бы быть украшены изысканными полупрозрачными рукотворными цветами.