На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Олег Махматов, таксист.

Николай Растворцев, ведущий: Лучший водитель такси в России – наш земляк – Олег Махматов из Петербурга. Он уверенно с большим отрывом победил в престижном конкурсе профессионального мастерства, где оценивали не только уровень вождения, но и знания ПТД, истории, первой помощи и даже творческие способности.

Марианна Дьякова, ведущая: Обсудим, почему пассажиры и водители иногда ставят друг другу несправедливые оценки? Как избежать конфликта в салоне?

Николай Растворцев, ведущий: Скажите, сколько километров за спиной вы оставили? Сколько лет вы в профессии? Что для вас означает победа в конкурсе?

Олег Махматов, таксист: В такси на своей машине я проехал больше 300 тысяч километров.

Марианна Дьякова, ведущая: На конкурсе проверяли не только навыки вождения, но и много других аспектов. Что из этого реально помогает в вашей ежедневной практике, в вашей работе? Приходилось ли вам проводить первую помощь?

Олег Махматов, таксист: Чаще пригождались знания истории культуры, особенно родного края – Питера и области. Это оценивалось на региональных этапах, и почти каждый день нужно что-то показать, рассказать пассажирам. На федеральном этапе больше оценивали знание истории и культуры России в целом. Это в повседневной работе нужно меньше, но знать надо, чтобы понимать, что происходит в мире. Что касается первой помощи, серьёзных случаев, к счастью, не было, но по мелочи бывало нужно было повязку наложить, помочь выбраться из машины. Но это как меч у самурая: даже если пригодится раз в жизни, он всегда должен быть с тобой.

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что было и творческое задание. Насколько творческим должны быть таксисты, на ваш взгляд?

Олег Махматов, таксист: Я думаю, любой таксист должен иметь творческие способности. Моя коллега, которая учила меня таксовать, говорила, что у каждого таксиста должна быть своя слезливая история. Это повседневная деятельность. А на финале один из трёх туров – творческий номер: нужно творчески представить свой регион, например, спеть песню, станцевать, рассказать стих.

Марианна Дьякова, ведущая: А вы что делали?

Олег Махматов, таксист: В этот раз у меня был послабее творческий номер, я рассказывал свой стих про эпохи до Петра, советское время и современный Питер. Тема творческого тура была «Перемены и перспективы», поэтому я об этом рассказал. Ещё угостил кировчан ленинградскими пышками. Я третий раз приезжаю на финал и всегда стараюсь привезти вкус Питера. Раньше это была корюшка, но сейчас не сезон, поэтому решил сделать упор на пышки.

Марианна Дьякова, ведущая: Вы читаете стихи своим пассажирам?

Олег Махматов, таксист: Я не сказал бы, что я любитель поэзии. Не знаю, как во время конкурса во мне проснулось вдохновение. Стихи – не мой конёк, но считаю, что на конкурсе прочитал неплохо.

Марианна Дьякова, ведущая: Должен ли хороший водитель уметь поддержать разговор с пассажиром?

Олег Махматов, таксист: Считаю, что водитель должен ехать молча, если пассажир не начинает разговор. Меня, как пассажира, раздражают водители, которые говорят без спроса. В нашей компании в правилах чётко прописано: предлагаем радио или музыку и едем молча. Но если пассажир хочет поговорить, почему нет? Умение поддержать разговор важно не только в такси, но и в жизни.

Николай Растворцев, ведущий: Приходилось ли вам, как водителю, вступать в дуэль за право проезда?

Олег Махматов, таксист: Считаю, что дорога – не место для дуэлей и соревнований такого рода. В жизни стараюсь не вступать в конфликты на дороге, не рубиться ни с кем. Если видно, что человек надавливает, я его пропущу. Главное правило на дороге для меня: дай дорогу дураку. Я стараюсь пропускать, и когда я тороплюсь, другие тоже меня пропускают. Так мы всегда как-то находим общий язык.

Марианна Дьякова, ведущая: Не хотелось ли вам быть похожим на главного героя фильма «Такси»?

Олег Махматов, таксист: Раньше я любил разгоняться на трассе – бывало и 150, и максимум 180-190 км/ч. Но с опытом и возрастом приходит понимание, что дорога – не место для гонок. В нашей компании были строгие правила безопасности. Все машины отслеживались по GPS, за превышение более чем на 20 км/ч штрафовали – сначала от ГАИ, потом ещё и в парке сразу списывали по 500 рублей. Несколько таких штрафов меня научили контролировать себя. С тех пор, даже когда меня никто не проверяет, я превышаю не больше 20 км/ч, в пределах без штрафа. Гонять на дороге не надо.

Николай Растворцев, ведущий: Пассажиры иногда жалуются, что водители якобы необоснованно снижают им рейтинг. Как вы оцениваете ваших клиентов? На что прежде всего обращаете внимание, когда человек садится в ваше авто?

Олег Махматов, таксист: Рейтинг пассажира – изначальное изобретение одного из агрегаторов. Слава богу, я его почти не использовал, только в несколько периодов активно. Считаю это идиотизмом – меряться рейтингом в 4.99 или 4.98. У нас пятибалльная шкала: 1, 2, 3, 4, 5, где 3 – удовлетворительно. Не надо бояться ставить пассажиру 3 или даже 2, если он конфликтный. Главное – умение правильно указать своё местоположение. У всех есть приложение, часто человек заказывает такси у окна, а приложение ставит точку с другой стороны дома. Ты приезжаешь, а там нет подъездов.

Марианна Дьякова, ведущая: Как, с точки зрения пассажиров, себя вести, для того чтобы заслужить хорошую оценку от водителя такси? Что для вас самая большая благодарность от пассажира?

Олег Махматов, таксист: Самая большая благодарность – когда меня называют по имени отчеству. Такое у меня было, и очень удивило, когда впервые пассажир так обратился. Второе – когда между нами возникают долгосрочные отношения, сотрудничество. Я работаю в классе минивэн, и понятно, что в экономе через весь город к клиенту не будешь летать, а в минивэне это актуально. Когда звонят напрямую мне – это лучшая благодарность.