В гостях у программы «Утро в Петербурге» Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Марианна Дьякова, ведущая: Поговорим о развитии нервной системы ребёнка в первый год жизни.
Николай Растворцев, ведущий: Это важный период, время стремительного роста и невероятного развития. Особенно активно в это время формируется и созревает нервная система ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущего физического и психоэмоционального здоровья.
Марианна Дьякова, ведущая: Как родителям понять, что развитие идёт правильно? Какие тревожные сигналы не стоит игнорировать?
Николай Растворцев, ведущий: Какие факторы ещё до появления ребёнка на свет могут повлиять на развитие нервной системы как положительно, так и отрицательно? О чём должны помнить молодые мамы?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Важно напомнить о концепции первых тысячи дней здоровья – это критическое окно программирования роста и развития с момента зачатия до двух лет. Поэтому важно, с каким здоровьем женщина вступила в беременность, какой образ жизни ведёт, как питается. Особенно важен вопрос веганства и вегетарианства: человек утратил способность вырабатывать сложные липиды из растительной пищи. А полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для развития мозга и ребёнка тоже. Беременность входит в эти первые тысячи дней. Болезни, хронические и острые инфекции, течение беременности, питание, образ жизни матери – всё это влияет. Для этого есть антенатальные исследования, мы знаем про пренатальный скрининг. Важно, как развивается плод внутриутробно, достигает ли правильных параметров физического развития. Для врачей-неонатологов и неврологов задержка внутриутробного развития – уже фактор риска нарушений формирования нервной системы.
Марианна Дьякова, ведущая: Как развивается нервная система ребёнка в течение первого года? Мы знаем рубиконы – 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев. Что в эти месяцы происходит? Почему именно в этом возрасте проверяют малыша?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Первый год жизни ребёнка – стремительная эволюция, такой скачок больше никогда не повторится. От четвероногого существа – к прямоходящему, от неосознанной улыбки – к первым словам. Психоэмоциональное и социальное развитие – удивительная история, потому что младенец максимально социальное существо. Он не может без помощи взрослых, но не может и сказать, у него нет речи. Поэтому мы ориентируемся на этапы моторного развития: поднять голову – месяц, перевернуться – четыре, встать на четвереньки, поползти, самостоятельно пойти – всё в первый год. Так же с психическим развитием: неосознанная улыбка – первый месяц, комплекс оживления, гуление – три месяца, перевороты – четыре, интонационный лепет, когда ребёнок выражает потребности интонацией. Это удивительно, поэтому важно следить за нормами развития и замечать задержку, если поведение ребёнка не соответствует возрасту. Это универсально, не зависит от национальности, а от эволюции нервной системы. Нужно ориентироваться на эти нормативы и читать профессиональную литературу. Например, «Азбуку для молодых родителей», написанную мной в соавторстве с педиатром, диетологом и неонатологом Анной Анатольевной.В ней мы говорим о нормативах развития, как заниматься с ребёнком, как эмоционально на него воздействовать, как с ним разговаривать, какие игрушки показывать, какую гимнастику делать. Это очень важно.
Марианна Дьякова, ведущая: Можно ли что-то скорректировать, если ребёнок не совсем поспевает за нормативами по возрасту?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Да, поэтому раннее вмешательство, ранняя абилитация детей группы риска необходима. В поликлинике есть нормативы, но сейчас осмотры неврологом только в месяц и в год, больше нет. Но хороший педиатр всегда заметит несоответствие и направит к специалисту. Ранние программы вмешательства включают лечебную физкультуру, массаж. Но главное для успеха развития – грудное молоко. Без этой нутритивной терапии не сформируются нейронные связи, нейронные сети, не будет физического потенциала, нужного ребёнку.
Николай Растворцев, ведущий: В каком возрасте нужно отказываться от грудного молока?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Грудное молоко по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения следует давать до года. Хорошо, если ребёнок получает грудное молоко до года, прикормы вводятся обязательно. В период 4-6 месяцев вводят разнообразную пищу – прикормы, это важный этап. Перекармливать не надо, но пищевая ценность молока снижается после года. Кроме того, важно не поддерживать сосательный рефлекс слишком долго, нужно развивать речь и жевание. Обычно дети сами отказываются от грудного вскармливания примерно в год.
Николай Растворцев, ведущий: На что обязательно нужно обратить внимание в развитии малыша?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Если это не моторное развитие, то важна коммуникация: как ребёнок улыбается в ответ, как интересуется миром, следит за игрушкой. Уже с рождения они видят хорошо, но эмоциональное взаимодействие очень важно, особенно на этапах гуления. В 6-8 месяцев ребёнок начинает интонировать. Важно следить за поведением: беспокойство, сонливость, нарушенный сон, постоянный плач, отказ от контакта с мамой, безразличие – это явные признаки, которые нельзя игнорировать.
Марианна Дьякова, ведущая: Это является поводом пойти к неврологу?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Да, конечно. Мама приходит к неврологу и говорит: «Он не хочет со мной взаимодействовать, плохо смотрит за игрушкой, всё время плачет или спит».
Марианна Дьякова, ведущая: Что ещё очень важно знать молодым родителям? Как правильно развивать своего малыша до года?
Николай Растворцев, ведущий: Как его не перегрузить информацией?
Лариса Фёдорова, доцент кафедры неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии факультета послевузовского образования Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Можно перегрузить ребёнка, например, телевизором или постоянно крутящимся модулем, тогда он перестаёт обращать внимание, потому что надоело. Поэтому всё должно быть дозировано и своевременно, когда у ребёнка хорошее настроение. Дело не только в звуках природы или музыке, главное – человеческий голос и контакт лицо в лицо. Это психоэмоциональное развитие. Гимнастика – лёгкая зарядка, укладывание на животик, яркие и звонкие игрушки, но не постоянно, а по настроению. Купание, режим дня обязательны. Каждый ребёнок требует дисциплины, режима, терпения и любви от родителей. Умные, заботливые родители очень рано понимают потребности ребёнка.