В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена.

Марианна Дьякова, ведущая: Многие дети летом впервые сталкиваются с самостоятельностью. Поездка в лагерь, поход с друзьями или даже отпуск с дальними родственниками – всё это может стать важным этапом взросления. Как понять, что ребёнок к этому готов? В каком возрасте можно отпускать, а когда ещё стоит подождать?

Николай Растворцев, ведущий: С какого возраста можно задумываться о самостоятельном отдыхе ребёнка от родителей?

Марианна Дьякова, ведущая: Есть ли какой-то норматив?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Задумываться надо с рождения, а можно и до. Ребёнок – самостоятельная личность, и мы готовим его к тому, чтобы он жил отдельно, а не принадлежал нам. Есть тест на привязанность ребёнка к матери, его дают матерям детей до года. В нём спрашивают, могут ли они предоставить ребёнку самостоятельность. Большинство российских матерей проваливают этот тест.

Николай Растворцев, ведущий: В чем измеряется самостоятельность? Как пройти этот тест?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Ребёнок ночью что-то произнёс, российская мать сразу вскакивает и несётся к нему. А надо немного подождать. Мы же тоже просыпаемся, смотрим – все спят, и снова ложимся. Ребёнок тоже так может. Не надо всё время его таскать туда-сюда. Важно, чтобы он полежал, поплевал в потолок и подумал, как его зовут, кто он, зачем родился и так далее.

Марианна Дьякова, ведущая: Это сейчас хороший совет для тех, у кого дети до года. Их все равно в лагерь не возьмут, даже если они готовы. Но ребёнок, которому, например, на данном этапе от 7 до 10-ти лет, уже воспитан в социокультурной среде. Допустим, у него действительно сверхзаботливая российская мама. Как в такой ситуации понять, что он готов? Как маме понять, что она готова отпустить?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Срочно надо научить ребёнка стирать трусы и носки – и мальчика, и девочку. Это важнейшая вещь. Напомнить, что утром и вечером чистим зубы – такие простые вещи, которые никто не будет контролировать в лагере. Я знаю, что наших вожатых готовят ухаживать за детьми, я из педуниверситета, где их учат. Они всё умеют, но некоторые вещи ребёнок должен знать сам.

Николай Растворцев, ведущий: А психологически как подготовиться?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Когда-нибудь надо попробовать эту самостоятельность. Если вы никогда её не попробуете, вы никогда не будете готовы.

Марианна Дьякова, ведущая: В каком возрасте лучше отправлять в лагерь?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: У меня есть знакомый ребёнок, сам встаёт в детский сад, готовит завтрак, потом будит маму, чтобы она отвела. Ему 5 лет, его уже можно отправить. А того, кого мама будит, готовит, всё делает – раньше 7 лет не стоит. Он ходит в школу, у него уже есть время без мамы, и он проявляет самостоятельность.

Николай Растворцев, ведущий: Нужно ли навещать, звонить, писать, когда ребёнок в лагере?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Дайте ребёнку телефон, и он сам будет вам звонить, когда ему надо. А вы купите себе путевку куда-нибудь, где связь не ловит, например, и на время забудьте о ребёнке. Сейчас у родителей основная проблема – выгорание. Чтобы не выгореть, нужно просто расслабиться и вспомнить, как вас зовут, зачем вы живёте, кто вы – мужчина или женщина, вообще что-нибудь вспомнить.

Марианна Дьякова, ведущая: Но, тем не менее, это не снимает родительской ответственности за своего ребёнка.

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Родительская ответственность – помочь ребёнку собрать вещи, чтобы там были тёплые и необходимые. Был случай: мы со студентами в походе, весь день дождь. Сидим у костра, девочка сушит мокрую обувь и говорит: мама говорила взять вторую, но я не взяла. Такие вещи нужно обязательно положить. А звонить тогда, когда у ребёнка есть потребность. Можно перед сном позвонить и сказать: «Я рада, что ты у меня есть».

Марианна Дьякова, ведущая: Очень часто дети через несколько дней начинают проситься обратно.

Николай Растворцев, ведущий: Как правильно реагировать, если это не какие-то тревожные моменты?

Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Давай попробуем ещё немножко. У тебя есть шанс, я тебя обязательно заберу, если будет тяжело. Но давай ещё чуть-чуть попробуем, переход в самостоятельную жизнь не бывает лёгким, особенно если всё было тепло и замечательно, а тут вдруг этого нет. Надо понемногу готовить. Если сразу забрали ребёнка, в течение года отправляйте на небольшие самостоятельные выезды – сплав на 4 дня или поход с друзьями на субботу-воскресенье. Нужно готовить к самостоятельной жизни и предоставлять такую возможность.