В гостях у программы «Утро в Петербурге» Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповского дворца на Мойке) и Наталья Зайцева, историк, научный консультант Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповского дворца на Мойке).
Николай Растворцев, ведущий: В этом году Юсуповский дворец отмечает важную историческую дату – 100 лет Дома учителя. В 1925-м году великолепный дворец, хранящий память о знаменитых владельцах и блестящих эпохах, получил новое предназначение. Здесь разместился центральный Дом работников просвещения, Дом печати, Клуб научных работников. За вековую историю Дом учителя прошёл через испытания военных лет, блокаду. После возродился, став не просто культурным центром, а настоящим символом просвещения и интеллектуальной жизни Ленинграда. Поговорим о том, как мы видим его будущее. После революции особняки, принадлежавшие известным петербургским фамилиям, ждала совершенно разная судьба. Какую роль сыграло в дальнейшей судьбе дворца то, что его передали именно работникам просвещения?
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Немного обидно, что в 1926-м году было принято решение закрыть особняки дворянского быта, и началась новая эпоха. Хорошо это или плохо – вопрос открытый. Но то, что Дом учителя стал хозяином Юсуповского дворца и прожил в нём сто лет – это, конечно, хорошо, и именно это мы сегодня и отмечаем. А у хорошего хозяина и результат достойный – это видно. Учителя – люди интеллигентные, и несмотря на множество кружков и активностей, они вечером приходили не к телевизору, а во дворец на Мойке. Такое количество людей прошло через стены Юсуповского дворца, и бережное отношение позволило нам сегодня радоваться и праздновать столетие.
Марианна Дьякова, ведущая: Нина Васильевна, вы в 2003-м году возглавили Дворец культуры работников просвещения. Какие тогда задачи перед вами стояли? Что было самым сложным?
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Было, конечно, непросто. Во-первых, у нас нет нефтяной скважины, поэтому приходилось постоянно думать, как заработать. Рабочий день порой доходил до 17-ти часов, мы ведь на самофинансировании. А взрослый дворец, как взрослый человек: требует особого, внимательного отношения. Для меня было важно, чтобы хорошо работали трубы, было стабильное электричество, чтобы вся сантехника была в порядке. Мы находимся в таком месте, где за этим нужно особенно следить. Мы стоим на склоне к Мойке, и при наводнениях это бывало критично. Так что начали именно с этого: привели в порядок все хозяйственные вопросы – без них никуда.
Наталья Зайцева, историк, научный консультант Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Теплотрасса – это отдельная история, потому что в дворце зимой было очень холодно. Её нужно было восстанавливать. А ещё шла канализация, подтопление доходило до стен, и бактерии начинали распространяться по ним.
Марианна Дьякова, ведущая: Работы произведены масштабные.
Наталья Зайцева, историк, научный консультант Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Усадьба – это отдельная тема. Какой была усадьба Юсуповых до того, как дворец получил эту усадьбу, и какая она сейчас? Это просто разительная перемена.
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Но это отдельная тема. Мы прошли через суды, поскольку пользователей на усадьбе было много к моему приходу.
Наталья Зайцева, историк, научный консультант Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Частные гаражи располагались, например, на территории.
Николай Растворцев, ведущий: То есть сначала бытовые победы предопределили успех? В том числе и реставрация, которая тоже была необходима.
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Бытовые работы никогда не сказывались на том, чтобы мы приостанавливали приём туристов. Для нас это очень важно и это главное.
Николай Растворцев, ведущий: Отрезок, длиной в век, который мы отмечаем, – это очень мало в масштабах мировой истории, но очень много для тех, кто готовит разные юбилейные мероприятия и вспоминает те или иные вехи из жизни дворца. Довоенный, военный, блокадный, послевоенный, постсоветский – какой из этих периодов изучен наиболее подробно? Какому периоду не хватает каких-то фактов, историй, экспонатов?
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Я хотела сразу сказать, что идея столетия принадлежит мне. Мне очень хотелось, чтобы мы вспомнили людей, которые сохранили всё то, что мы имеем сегодня. Поэтому мы долго работали в архивах. Время идёт, люди уходят, вместе с ними уходит и память. Мы специально всё это сделали, чтобы показать, кто здесь был, начиная с самого первого директора, как только дворец был передан.
Наталья Зайцева, историк, научный консультант Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Как ни парадоксально, за последние годы почти не осталось материалов. Мы не считаем это историей, не фиксируем события. Когда начали искать фотографии реставрационных работ – их оказалось крайне мало: только фиксационные кадры, без людей. Это была настоящая проблема. Мы обратились к жителям города с просьбой прислать фото, если кто-то помнит последние годы. Откликаются. Мы даже объявили конкурс в соцсетях, люди с удовольствием вспоминают, делятся фотографиями. Но современные способы общения не способствуют созданию архивов. Мы переписываемся в мессенджерах, отправляем смс, а ведь главное это письма, дневники, документы, которых сейчас практически нет. Если и есть фотографии, то случайные, тем более в 1990-е фотоаппараты были далеко не у всех. Поэтому действительно не хватает материалов. Очень важно сохранить имена и лица тех, кто жил здесь и создавал то, чем дворец является сегодня.
Марианна Дьякова, ведущая: Если вернуться к реставрационным работам, расскажите подробнее, как это происходит?
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Во-первых, и у моих предшественников, у Галины Ивановны Свешниковой, которая проработала во дворце 35 лет, и у меня, и у директоров до неё всегда была мечта – воссоздать Юсуповскую усадьбу в её исторических границах. К счастью, с помощью администрации города нам это удалось. Сегодня мы – единственный пользователь всей усадьбы. Таких примеров в России немного, чтобы владения сохранялись именно в исторических границах. Для нас это главное достижение. Конечно, это потребовало колоссальных усилий и финансов, ведь вы понимаете, в каком состоянии передаются помещения, долгое время не использовавшиеся по назначению. Это огромный труд всего коллектива. Сейчас у нас остался всего один неотреставрированный флигель. Так что, пожалуй, самое важное, что удалось за последние годы, – это вернуть усадьбе её историческое единство.
Марианна Дьякова, ведущая: Какие задачи вы перед собой ставите сейчас? Когда сделано так много, хочется понять, что ещё остается на будущее.
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Когда сделано много, понимаешь, что впереди ещё больше.
Наталья Зайцева, историк, научный консультант Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Мне кажется, самое главное сейчас, чтобы усадьба начала жить, как настоящая городская усадьба князей Юсуповых. Сохранился уникальный комплекс, которого нет больше в городе: гаражи, конюшенные сараи, прачечный флигель, садовый павильон. Сегодня важно дать усадьбе новый импульс – развивать выставки, лекционные программы. Это, пожалуй, главное в жизни дворца на данном этапе, чтобы усадьба зажила так же активно, как сам Юсуповский дворец. Поэтому создание полноценного культурного, дворцово-паркового комплекса – это одна из первоочередных задач.
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Сейчас мы открываем новую входную зону – это тоже про бережное отношение к дворцу. Ведь мы не музей в прямом смысле, мы частный дом, и стараемся это сохранить. Для нас очень важно сохранить дух прежних хозяев – это главное. Поэтому, чтобы не перегружать основной вход, мы открываем новую зону, которая позволит нам развести потоки, ведь туристов становится всё больше и больше.
Николай Растворцев, ведущий: С точки зрения дома, действительно ли это живой организм? Как вы считаете, он вспоминает свою молодость, юность, оглядываясь? Насколько он живой для вас?
Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения: Абсолютно живой, безусловно. Наш дом даже не принимает тех, кто его не любит. У нас очень сильный, слаженный коллектив. Некоторые работают уже по 40 лет, мы как раз будем их поздравлять. Если дом принял человека, то и работать он здесь будет долго.