В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Николай Растворцев, ведущий: Скорость не выше 10-ти километров в час, а где-то и вовсе запрет движения. Кроме того, каждый обязан иметь номер на форме. Таковы новые правила для курьеров на электротранспорте, что вступили в силу 1-го июля.

Марианна Дьякова, ведущая: Изменят ли они статистику правонарушений? Как повлияет на работу доставки? Станет ли наш город безопаснее?

Николай Растворцев, ведущий: Почему власти решили ввести такие жёсткие ограничения для курьеров? Эта мера продиктована статистикой прошлого или является упреждающим ударом на будущее?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Ежегодно происходит активизация, комитеты ведут с ними разъяснительную работу: соблюдайте правила дорожного движения, обучайте, ограничивайте скорость – ничего не меняется. Предлагали повесить номера, сделать возможность идентификации – тоже безрезультатно. Соответственно, раз ничего не делается, это реакция власти на общественное недовольство. Причём даже сложно сказать, кого они раздражают больше – водителей или пешеходов.

Марианна Дьякова, ведущая: Скорость 10 км/ч, можно сказать, это скорость некоторых, хорошо подготовленных пешеходов. Но, тем не менее, скорость небольшая.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Поясню, откуда взялась цифра 10 км/ч. В поправках Минтранса к правилам дорожного движения предлагается при разъезде с толпой пешеходов снижать скорость до 10 км/ч. Это скорость бегущего трусцой человека, низкоаварийная и безопасная. Я часто привожу пример: при столкновении кинетическая энергия при скорости 10 км/ч равна удару при падении с высоты 1,7 метра.

Марианна Дьякова, ведущая: Но мы говорим, что это скорость постоянная, а не только для того, чтобы объехать пешеходов.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Одна из главных проблем, что велосипедисты едут по тротуару. Согласно правилам, основное место для движения велосипеда – проезжая часть или её край, а не тротуар. Именно поэтому ограничение скорости направлено на то, чтобы они переходили на проезжую часть. Более того, я недавно говорил с крупным сервисом доставки, и они согласны, что по правилам велосипедисты должны быть на проезжей части, там их место.

Николай Растворцев, ведущий: Какая должна быть скорость на проезжей части?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Там скорость не должна ограничиваться, и он может ехать с той скоростью, с какой хочет, но, я так понимаю, что 20-25 км/ч.

Николай Растворцев, ведущий: Как будет контролироваться соблюдение скоростного режима?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Есть несколько направлений решения. Курьеров будет контролировать Комитет по транспорту с помощью видеоаналитики. Специальные модули анализируют видео с городских камер, выявляя нарушения, например, превышение скорости или езду по пешеходным переходам. Курьеры должны до 15-го числа обеспечить номера на своих транспортных средствах, Комитет выделил числовые ряды для каждой компании. Как только начнут штрафовать, это будет эффективно. Постановление выстроено так, что это ответственность не за нарушение ПДД, а за невыполнение решения высшего должностного лица региона. Для физлиц штраф около 4 000 рублей, для юрлиц – от 200 до 300 тысяч рублей, при повторном – до 500 тысяч.

Николай Растворцев, ведущий: Кто будет платить?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Зависит от того, какое нарушение. Если нарушение касается конкретных субъективных действий курьера, и оно привязано к его действиям, например, он поехал там, где запрещено, в этом случае субъектом административного правонарушения является он.

Марианна Дьякова, ведущая: А если скорость превысил?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Если он превысил скорость, то это его нарушение. Но если на его велосипеде нет трекера, как требует закон и постановление, то это уже ответственность юрлица.

Николай Растворцев, ведущий: Что касается географии улиц, где будет запрещено движение, много улиц в Центральном районе, но там тоже есть заказы. Как будут работать курьерские сервисы в этих условиях?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Во-первых, они уже посмотрели на карту. Выбор улиц с запретом понятен – это либо запаркованный край проезжей части, узкий тротуар, либо высокая пешеходная и транспортная нагрузка. По картам посмотрели и выяснили, что с небольшим пешеходным плечом можно подъехать ко всем центрам притяжения.

Марианна Дьякова, ведущая: Курьеры достаточно часто нарушают правила дорожного движения. Может быть, даже в силу того, что они их до конца не понимают и не знают. Будет ли их кто-то обучать? Будет ли какой-то профстандарт для курьеров?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Мы обсуждали это с Министерством просвещения. Мне сказали, что нужно подтолкнуть Минпромторг к созданию профессионального стандарта для доставщиков товаров народного потребления с использованием транспорта. В стандарт должны войти не только ПДД, но и правила обращения с упаковкой, порядок хранения и многое другое, в том числе культура поведения, умение вести диалог и так далее. В постановлении прописано, что курьерские компании обязаны обучать сотрудников и проводить зачёты. Надеемся, что это скоро реализуют. Кроме того, у них есть обязанность работать с обращениями граждан по аналогии с 59-м законом. То есть регистрировать и выкладывать в базу данных отклик, обратную связь, что произошло с курьером после того, как кто-то на него пожаловался.