В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Коломацкая, эксперт по этикету.

Николай Растворцев, ведущий: Звонок без предупреждения – это грубость, голосовые сообщения только для самых близких, ответ через час – норма. Так называемое поколение зумеров, молодых людей, которым сейчас ещё не исполнилось 30, меняют правила цифрового общения. Более старшему поколению приходится искать с ними общий цифровой язык.

Марианна Дьякова, ведущая: Почему молодёжь избегает телефонных разговоров? Как не прослыть цифровым динозавром? Какие новые правила этикета могут быть даже полезны для всех?

Николай Растворцев, ведущий: Первый пункт: звонок без предупреждения – грубость. Это каприз поколения Z или естественное развитие цифрового этикета?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Это вполне естественное развитие. Сейчас звонков очень много, высокий уровень информационного шума, и чтобы сберечь нервы – свои и чужие – мы перед звонком, даже близким, чаще сначала пишем, удобно ли поговорить. А если пишем неблизкому человеку, то желательно указать, по какому вопросу хотите связаться. Это вежливо и позволяет понять срочность.

Марианна Дьякова, ведущая: Из чего развилась такая телефонофобия?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Раньше это было быстро и удобно. Но сейчас у всех очень плотный график, и то, что для одного важно, для другого может быть совсем не приоритетом. Поэтому предупредить перед звонком – это проявление уважения: мы учитываем время и занятость другого человека.

Николай Растворцев, ведущий: Миллениалы решают вопрос звонком, зумеры сообщением. Кто из них прав?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Всё зависит от формата отношений. В личном общении мы просто договариваемся – удобно, неудобно. А в рабочих отношениях важно, чтобы в компании были чёткие правила, чтобы избежать недопониманий и конфликтов. Например, может быть принято, что на звонки начальства обязательно отвечают, или что вся суть обсуждается письменно, а ответ ожидается в течение определённого времени. Такие правила задают общий порядок, и человек, устраиваясь на работу, принимает их так же, как и условия по зарплате.

Марианна Дьякова, ведущая: Понятно, что на работе можно это проговорить и вписать в некий регламент. Как быть вне рабочих отношений, когда это разные поколения?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: В этом случае важно проявлять уважение к тем, кто старше. Можно, например, вежливо написать: «Прошу прощения, сейчас неудобно ответить. Напиши, пожалуйста, насколько срочно и по какому вопросу». С другой стороны, современные мессенджеры действительно стараются учитывать интересы всех. Если вам удобнее отправлять голосовые, то просто используйте функцию транскрибации и отправляйте текстовое сообщение. То же самое и в обратную сторону, если вам прислали голосовое, можно легко его расшифровать. Главное, чтобы транскрипция была точной.

Николай Растворцев, ведущий: Мессенджеры, с одной стороны, помогают, с другой – предлагают, например, скрывать галочки прочтения. Отправляешь сообщение, неважно кому, и начинаешь гадать: посмотрел, не посмотрел, удалить, исправить, а может, уже прочел. Это что – вежливая скрытность, защита от тактичного контроля или что-то третье?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Когда человек скрывает, когда был в сети или просмотрел сообщение, он защищает свои границы. Но это работает в обе стороны: он и сам не видит активность других. Поэтому лучше договариваться. Есть правило этикета: на сообщение желательно ответить в течение трёх часов. Если не получается, достаточно просто написать, когда сможете. Сейчас определенность особенно важна.

Марианна Дьякова, ведущая: Есть ещё формат быстрых видео, обычно их называют кружочки. Это правильный вариант общения или что-то среднее между сообщением и звонком? Как относиться к такому формату?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Главное правило, чтобы было удобно и вам, и тому, кому вы пишете. Если мне неудобны голосовые или кружочки, я могу сказать: «Давай лучше текстом, так быстрее». Их не всегда можно прослушать, например, если я на совещании. Тогда вы просто не получите от меня быстрый ответ. Поэтому важно договариваться: удобно – пишу, неудобно – объясняю. Не забывайте защищать свои границы, вы вправе сказать, что предпочитаете текстовые сообщения.

Николай Растворцев, ведущий: Кто-то не отвечает на звонок, если номер не сохранён. Это разумная защита от мошенников или паранойя?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Прежде, чем кому-то позвонить, напишите сообщение. Тогда ваш звонок не будет неожиданностью, и человек будет точно знать, что вы полезный номер.

Марианна Дьякова, ведущая: Можно ли ожидать, что в ближайшей перспективе телефонные звонки вообще уйдут?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Важно понимать, что несмотря на общие тенденции, каждое общение остаётся индивидуальным. Когда мы говорим голосом, передаётся гораздо больше, чем просто текстом или кружочком. Важны интонации, теплота, эмоциональный оттенок. Особенно это чувствуется, например, в поздравлениях: голос позволяет передать искренность и участие. Текст – это лучше, чем ничего, но, если хочется добавить личного, живого контакта, звонки по-прежнему остаются незаменимыми.

Николай Растворцев, ведущий: Предвидите ли вы новые правила цифрового этикета?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Мы можем ориентироваться только на тенденции и наблюдать за происходящим. Например, многие мемы, которые сейчас используют зумеры, могут казаться нам странными. Если мы попытаемся использовать их, не понимая контекста, то рискуем выглядеть не только как динозавры, но и просто странно, с непонятным чувством юмора. В таких случаях лучше либо быть в контексте, либо вообще не использовать то, что может нас скомпрометировать.

Николай Растворцев, ведущий: Как соблюсти золотую середину в цифровом этикете?

Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Смотрите на то, с кем вы взаимодействуете. Если вы общаетесь с зумером, наблюдайте, как он взаимодействует с вами, и постепенно перенимайте те элементы общения, которые вам действительно комфортны. Не стоит переступать через себя, если что-то вам совсем не свойственно, это может выглядеть неестественно и комично.