В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук.
Марианна Дьякова, ведущая: Я предлагаю переместиться из Петербурга в Иркутскую область, там как раз завершилась Всероссийская этнокультурная экспедиция, в рамках которой учёные со всей страны изучали нематериальное культурное наследие коренных народов Восточной Сибири. Петербургские исследователи, в том числе из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, приняли активное участие. Особое внимание экспедиция уделила традициям малочисленного народа тофаларов, которые проживают в труднодоступных районах Восточного Саяна.
Николай Растворцев, ведущий: Что удалось узнать о культуре тофаларов? Насколько хрупким бывает нематериальное наследие и как современные экспедиции помогают его сохранить? Почему именно Восточная Сибирь оказалась в центре вашего внимания? Какие задачи, прежде всего, стояли перед вами, вашими коллегами?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Это наша работа. Кунсткамера – музей этнографии народов мира, и мы выезжаем в разные регионы России и мира. Задача – зафиксировать элементы нематериального культурного наследия, которые сохраняются у тофаларов. Это Иркутская область, Саяны – труднодоступный регион. С транспортом там сложно: добраться можно в основном вертолётом, и всё зависит от погоды. Часто такие экспедиции – вопрос удачи, попасть туда непросто.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько тофалары вообще рады тем, что к ним приходят? Вы же их расспрашиваете, задаёте какие-то вопросы.
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Мне показалось, что это довольно открытая среда: люди с гордостью и радостью рассказывают о своей культуре и рады, что ученые интересуются их наследием. Несмотря на труднодоступность, они не закрываются, очень гостеприимны и всегда угощают, показывая элементы национальной кухни.
Марианна Дьякова, ведущая: К какой этнической группе относятся тофалары? Насколько их этническая идентичность сейчас сохраняется?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: У них происходит трансформация традиций, даже создаются новые, но основа и ключевые элементы сохраняются. Меня удивило, что описания из классической этнографии, сделанные 100 лет назад, до сих пор находят отражение в быту, связь с той литературой сохраняется.
Николай Растворцев, ведущий: Один из самых интересных эпизодов экспедиции – это встреча с местной обережной практикой, которая связана с речными камешками. Вы принесли два из них. Вы их могли как-то выбрать? Вам их подарили просто или с какой-то историей?
Марианна Дьякова, ведущая: Причём в Кунсткамере уже такие хранятся, которые больше века назад поступили.
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Да, они хранятся. У нас есть коллекция Виктора Николая Васильева 1908-го года. Кастарминские камни, которые можно встретить в посёлке Алыгджер, имеют уникальную форму. Люди сами читают в них смыслы, такие камни используют для гадания, чтобы увидеть будущее или понять какой-то смысл.
Марианна Дьякова, ведущая: У каждого ли тофалара есть свой обережный камень?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Я бы сказал, у большинства они есть, хотя не все сохраняют эту традицию. Кто-то расскажет, кто-то нет. Есть индивидуальные камни, и гостю могут подарить такой камень, но продавать их нельзя.
Марианна Дьякова, ведущая: То есть находятся камни интересной формы, которые обрабатываются?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Этот камень не обрабатывается, хотя у учёных всегда были сомнения. Я знаю, что новосибирские коллеги, когда обнаружили эти камни в своём музее, подумали, что они обработанные. Но анализ показал, что камни природные.
Николай Растворцев, ведущий: Что вам сказали, когда дали эти камни?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Сказали, что каждый видит в этих камнях свой смысл и читает их по-своему. У нас было несколько участников экспедиции, и каждый выбрал то, что ему понравилось. Эти камни нельзя продавать, их дарят. Но они обладают большой ценностью, например, буряты их тоже ценят. Я придумал свою легенду: символ бесконечности, который здесь представлен, интересен сам по себе, как вселенский знак.
Марианна Дьякова, ведущая: Вы занимались нематериальной культурой. Насколько сейчас современные технологии помогают осуществить консервацию тех традиций, тех объектов, которые найдены?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Действительно очень важно сохранить такие элементы. Местные жители с радостью смотрят фильмы и программы о себе, потому что пожилое поколение уходит, а молодёжь уже узнаёт многое через визуальные источники. Конечно, важно и издавать книги, но видеоролики играют особую роль – например, чтобы сохранить звучание тофаларского языка, услышать песню на родном языке. То же касается и оленеводства, которое само по себе уникальное культурное наследие. В экспедиции мы увидели, как важно уделять внимание именно тофаларскому оленеводству, с ним связано множество представлений. В целом тофалары – это охотники и оленеводы.
Николай Растворцев, ведущий: Что будет представлено в Кунсткамере по итогам этой экспедиции?
Марианна Дьякова, ведущая: Выставите ли вы ваши обережные камни?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Думаю, можно будет выставить, показать, провести сравнение со старыми коллекциями. Надо сказать, что в этих старых коллекциях хранятся такие интересные элементы, как лепешки. То есть Васильев принес лепёшки из разных видов муки и сохранил в музее. Одна из задач нынешней поездки была не только изучить представления о камнях, но и рассмотреть лепёшку.
Николай Растворцев, ведущий: Вас угощали лепёшками?
Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии РАН, кандидат социологических наук: Да. Они разные на вкус, я пробовал и эвенкийские. Это бездрожжевое тесто с особой технологией приготовления, оно готовится на песке. У лепёшки неповторимый природный вкус, который стоит попробовать.