В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Голиков, директор филармонии, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Таврический».

Марианна Дьякова, ведущая: Многие события в нашем городе и в его прекрасных пригородах сегодня посвящены Дню рождения Александра Сергеевича. Так, 6 июня Гатчина традиционно становится музыкальной столицей пушкинского праздника.

Николай Растворцев, ведущий: В Приоратском парке прозвучит уникальный музыкальный драматический спектакль «Страсти по Пушкину», в котором соединятся поэзия, драма и музыка. Это масштабная работа Симфонического оркестра Ленинградской области и Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодежи.

Марианна Дьякова, ведущая: Почему именно «страсти»? Почему не «драма», «новелла»? Почему так назвали?

Михаил Голиков, директор филармонии, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Таврический»: Во-первых, мы празднуем 195-летие Болдинской осени. Для меня лично этот период поэта, его творческая осень является одним из важнейших с точки зрения наследия, которое мы сегодня всё ещё пытаемся понять и осмыслить, отвечая на вечные и современные вопросы. Многие сюжеты оказываются не просто актуальными, а остро современными – например, «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь». В связи с этим мы с командой, объединяющей две региональные организации, решили создать спектакль, включающий все четыре маленькие трагедии того времени. Более того, мы стремимся сделать постановку яркой и насыщенной музыкой, объединив четыре оперы великих русских композиторов: Рахманинова со «Скупым рыцарем», Даргомыжского с «Каменным гостем», Римского-Корсакова с «Моцартом и «Сальери», а также Кюи с «Пиром во время чумы».

Марианна Дьякова, ведущая: То есть религиозная наша связь присутствует?

Михаил Голиков, директор филармонии, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Таврический»: Она присутствует, но каждый, кто хорошо знает маленькие трагедии, понимает: вопросы преступления, греха, оправдания, наказания и суда или же его отсутствия звучат там как важнейшие темы не только по смыслу, но и по содержанию. В «Пире во время чумы» не встретишь бытовых деталей, там царит философия, в том числе религиозная. Мы постарались создать спектакль компактным, все четыре оперы рассчитаны всего на полтора часа.

Марианна Дьякова, ведущая: Как выбраны эти фрагменты?

Михаил Голиков, директор филармонии, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Таврический»: Фрагменты выбраны так искусно, что, признаться, даже мы были удивлены: четыре разных произведения слились в ощущении одной цельной оперы. Мистицизм здесь тоже не случаен, «Каменный гость» Даргомыжского дописывал Римский-Корсаков, который в своей опере «Моцарт и Сальери» использовал музыку Моцарта. Всё это удивительно гармонично соединено музыкой великих романтиков, написавших свои шедевры почти в одно время. Получился действительно цельный спектакль, призванный заставить зрителя задуматься. Насколько ошибался барон из «Скупого рыцаря», чахнувший над своим сокровищем? Имел ли право на убийство его ближайший родственник? Можно ли оправдать сына за этот поступок? Эти вопросы словно сквозь страницы множества литературных произведений звучат особенно остро, однако здесь им предстоит жить и в музыке – царице искусств, царящем в мире Рахманинова и других мастеров. «Страсти» в спектакле проявляются не только философски, но и эмоционально, ведь бывают разные страсти. Лаура из «Каменного гостя» и Дона Анна – два полярных образа чувств. Наш коллектив стремился создать максимально глубокое погружение в эти трагедии. Пять певцов исполняют десять ролей, словно отражаясь в зеркалах своих альтер-эго. Барон, например, в финале «Пира во время чумы» становится председателем. В спектакле задействована балетная труппа, которая пластически воплощает многие замыслы, а художник Алеся Исаева создала фантастические «пять камней» – центральных персонажей постановки. Камень, несмотря на свою кажущуюся неодушевлённость, здесь обретает жизнь и движение. Ведь привычные выражения: «бросать камни», «собирать камни» отражают внутренние процессы каждого человека. Эти «пять камней» летают, ползают, символизируя человеческие тяготы и возможности. И каждый герой в некотором смысле подобен глыбе, но даже её можно сдвинуть, как однажды поведал нам Александр Сергеевич, оставив нам это глубокое наследие.

Николай Растворцев, ведущий: Гатчина тоже мистическое место, с точки зрения ещё и правления Павла I, во времена которого и родился Александр Сергеевич.

Михаил Голиков, директор филармонии, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Таврический»: Одна из замечательных частей декораций, которая сегодня будет задействована на в Приоратском парке, – уникальный Приоратский дворец. Когда-то он был даром первому Мальтийскому ордену. Этот дворец, обладающий особой притягательной красотой и одновременно загадочной, порой даже отталкивающей мистикой, способен вызвать глубокое внутреннее волнение.

Марианна Дьякова, ведущая: Можем ли мы сказать, что такой синтез искусств по-новому создает образ и самого Александра Сергеевича, и тех произведений, которые мы знаем с детства?

Михаил Голиков, директор филармонии, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра «Таврический»: Мы стремились использовать весь доступный инструмент, чтобы создать новые образы. Никто прежде не объединял четыре маленькие трагедии и оперы на их основе в единый спектакль. Не для того, чтобы сделать больше, чем остальные, а чтобы раскрыть много общего, открыть новые горизонты понимания, ощущения мистики и философии. Для меня главной из этих трагедий по-прежнему остаётся «Пир во время чумы», к которому всё и ведёт, и к глубокому смыслу, мастерски воплощённому в опере Кюи. Ваш вопрос о новом прочтении образов Пушкина присутствует, раскрываются не только герои его трагедий, но и сам Александр Сергеевич, чья судьба и творчество полны параллелей и глубинных смыслов.