ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Первый памятник Пушкину, скульптора Александра Опекушина, появился ровно 140 лет назад. После него в среднем каждые десять лет в нашем городе рождался новый бронзовый Александр Сергеевич. И каждый из них хранит свои секреты.
К нему — Пушкину на площади Искусств, не зарастает народная тропа. Сюда приходят и днём, и ночью поздороваться с поэтом и повторить его позу: правая рука откинута в сторону, левая нога чуть впереди. Кажется, а как иначе можно было изобразить поэта? Но у скульптора Михаила Аникушина на поиски нужного движения ушло 8 лет.
ЮЛИЯ МАЧЕВСКАЯ, заведующая филиалом Государственного музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина»:
Жест руки у Аникушина занимал особое его внимание, и здесь мы видим, что рука поднята, но она достаточно действительно театрально поднята, немножко неестественна. Здесь уже добавляется такое более тонкое, более изящное движение пальцев, рука уже больше немножко назад уходит, в левой руке у Пушкина книжка. На другой модели в нашем музее в руке Пушкин держит смятые листки бумаги. Аникушин идет по пути упрощения образа и в итоге решает полностью отказаться, потому что сама поза, сам жест должен нам показать, что перед нами поэт.
Скульптор Роберт Бах создал «Пушкина лицеиста». Может поэт в задумчивости перебирает первые стихотворные строчки, а может присел отдохнуть после активных игр. За годы создания скульптуры в ней многое менялось: постамент упрощался, Пушкин взрослел, а картуз поэта перемещался.
ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель фонда фотографии Всероссийского музея А.С. Пушкина:
Пушкинский музей занимал всего две комнаты, и эти две комнаты музейные помещались рядом с учебными классами, поэтому воспитанники лицея могли пользоваться своим вот таким вот привилегированным положением. И у нас есть, значит, фотография, как один из таких воспитанников, взяв картуз, уселся рядом с поэтом.
А вот к следующему памятнику тропу пока не проложили. Самая неизвестная скульптура поэта, которой нет ни в одном путеводителе Петербурга, находится во дворике арт-центра на Пушкинской, 10.
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Вот мы говорим, Пушкин — наше всё, что мы имеем в виду: Пушкин создал язык, на котором мы говорим, он стал журналистом, одним из первых серьёзных журналистов России, историографом. Пушкин ещё и художник — его рукописи полны маленьких зарисовочек, маленьких фигурок, и всё это вместе создаёт особый мир пушкинской графики. И вот память о заслугах Пушкина в этом направлении художник Мокроусов в 2008 году создаёт памятник Пушкину, «Пушкину-художнику».
Ну вот смотри, тут и Наталья Николаевна появляется. Если человек талантлив в чём-то одном, он талантлив во всём.
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Это про Пушкина.