Андрей Смирнов, ведущий:

Первые западные европейцы, которые начали официально торговать с Россией, были вездесущие англичане. Произошло это ещё в XVI веке во времена правления первого русского царя Ивана IV Васильевича, то есть Грозного. Массовый приток иностранных граждан в Россию начался во времена правления Петра I. В начале XVIII века англичане сформировали здесь свою собственную конгрегацию. Основным местом дислокации англичан в Петербурге стала одна из старейших улиц нашего города, это Галерная улица. В конце XVIII столетия колония англичан в Петербурге насчитывала почти полторы тысячи человек. А вот это место на Английской набережной стало для них по-настоящему священным.
История этого дома под номером 56 началась почти одновременно с историей нашего города. Первоначальное, то есть историческое название этой территории – Береговая Нижняя Набережная улица, где царь Пётр подарил участок земли под строительство дома одному из своих ближайших сподвижников, первому фельдмаршалу России Борису Петровичу Шереметеву. После его смерти в 1719 году особняк вместе с земельным участком по наследству достался его старшему сыну, шестилетнему Петру, будущему знаменитому коллекционеру и любителю искусств. Вот приблизительно в это время этот дом и стали сдавать в аренду английским купцам, которые практически тут же устроили здесь молельню англиканской церкви.
В 1753 году граф Пётр Борисович Шереметев продал этот дом вместе с земельным участком английскому консулу, и все эти владения стали собственностью консула и английской фактории. Первая официальная служба англиканской церкви в этом здании прошла 6 марта 1754 года. Так особняк Шереметева превратился в англиканскую церковь Иисуса Христа. Ну а сама набережная во второй половине XVIII века также получила своё постоянное название «Английская линия» из-за обилия британских купцов, которые селились в галерном дворе.
К 1810 годам численность английской общины Петербурга значительно увеличилась, а церковному зданию требовалась масштабная реконструкция. Для этих целей в 1815 году английская община пригласила знаменитейшего архитектора самого Джакома Кваренге. Его проект «Реконструкция англиканской церкви» стал последним в жизни зодчего. Кваренге выполнил задания в свойственном себе стиле. Все строения на участке, в том числе со стороны Галерной улицы, были оформлены в стиле строгого классицизма. Переработан был и главный церковный зал. Его украшением стала копия картины Рубенса «Снятие с креста», ныне хранящаяся в Государственном Эрмитаже.
Спустя полстолетия для очередной масштабной перестройки храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Его проект реконструкции церкви официально был утверждён в 1876 году. Болтенгаген сохранил общий замысел Кваренге. Основные же изменения коснулись главного церковного зала. Его с двух сторон по всей длине украсили пилястры. По ширине зала установили колонны. Новое оформление церковного зала стало необычным для храмов вообще, не только для англиканских. Живописью были покрыты нижняя часть пилястры и колонн, верхняя часть стен, потолок. Пилястры и колонны расписаны цветами, листьями лавра, плодами шиповника, граната и другими узорами. Ближайшие к алтарю пилястры украшены виноградной лозой, а колонны – колосьями пшеницы. Вероятно, такое оформление символизировало райский сад.
Витражи для церковного зала изготовили специально в Англии. Они отображают образы 12 апостолов и основных почитаемых английских святых. Спустя 20 лет в алтарной части, она находится вон там за сценой, появилась и специальная религиозная мозаика. Она изображает библейские сцены, и параллельно вместе с мозаикой англиканская церковь получила в дар вот эти два уникальных витража. Они отображают образы главных покровителей, небесных покровителей Туманного Альбиона – Святого Георгия и Святую Елизавету. Не так давно удалось установить автора витражей. Выяснилось, что это единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века. Его изготовила фирма Heaton, Butler & Bayne.
Ещё одна раритетная деталь зала – этот уникальный церковный орган, изготовленный в 1877 году фирмой Brindley & Foster в Шеффилде. Сверкающе огненным называли современники голос этого инструмента. Этот орган, выполненный в романтическом духе, в футляре из тёмного дуба с ручным качанием, тремя клавиатурами на 23 голоса, был подарен церкви в Петербурге и установлен архитектором Болтенгагеном. В самой Великобритании подобных органов второй половины XIX века этой фирмы уже практически не осталось. То есть здесь у нас в Петербурге находится уникальный музыкальный инструмент, один из немногих во всём мире. Он, по большому счёту, сохранился в достаточно неплохом состоянии, но благодаря реставраторам получил новую жизнь.
Впрочем, как и всё бывшее здание англиканской церкви. На протяжении последних лет здесь шла серьёзная научная реставрация и масштабные ремонтные работы. Они благополучно завершились, и уже осенью здесь откроется новый концертный зал Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Шаляпина. И появится новое культурное пространство на историческом месте Английской набережной.