В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в рамках нашей еженедельной встречи мы отправляемся в Главный штаб, чтобы в деталях рассмотреть шедевр Василия Кандинского из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: «Импровизация № 217. Серый овал» открывает новый цикл выставок «Музеи России» в Эрмитаже. Цель проекта познакомить посетителей главного музея страны с выдающимися произведениями из собраний региональных музеев.

Николай Растворцев, ведущий: Государственный Эрмитаж продолжает представлять шедевры музеев мира. На этот раз в центре внимания российские собрания, которые весьма богаты, разноплановы и географии их обширны. Почему на старте проекта выбор пал на картину Василия Кандинского из столицы Урала?

Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Екатеринбург – наши близкие партнеры, с которыми нас связывают исторические связи со времен войны. Мы рады открыть один из эрмитажных центров, который успешно работает и имеет хорошую репутацию в регионе. Музей в Екатеринбурге обладает замечательной коллекцией русского авангарда, что стало интересным дополнением к нашей коллекции Кандинского, которая хронологически ограничена работами до Первой мировой войны. Здесь появилась работа, которая выполнена позже, и в процессе работы над абстрактным искусством Кандинский прошел несколько этапов, когда сюжет постепенно размывался до неузнаваемости. Если в эрмитажных работах эта литературная канва ещё есть, то екатеринбургская коллекция относится уже к чисто абстрактным формам, которые никак не связаны ни с чем происходящим на земле и происходят в духовной сфере. Такая вещь была бы интересна, и мы её выбрали, она великолепно смотрится в ряду с нашими шедеврами.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Тем не менее, если обратиться в биографию Василия Кандинского, то в личной жизни у него был довольно счастливый период. Недавно женитьба, ожидание первенства. Можно ли это разглядеть на холсте?

Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Разглядеть на абстрактном холсте можно всё что угодно, всё зависит от богатства вашей фантазии. Существует такая точка зрения, и я с ней не спорю. Все варианты вашей фантазии возможны, так как это провоцирует художника. Важно чувствовать и работать вместе с ним. Кандинский стремился к активному сопереживанию, а не к безучастному созерцанию.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Василий Кандинский – всемирно известный художник, теоретик искусства, новатор авангарда. Какие факты о его биографии и о его творческом пути стоит узнать перед встречей с его работами в Эрмитаже?

Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Он был художником и поэтом, который музыкально видел цвета. Наш главный шедевр – «Композиция VI» – описывает предчувствие апокалиптической катастрофы в 1913-м году, когда никто не верил в возможный крах благополучной жизни. Представить, что это может оборваться, было невозможно, никто не верил пророкам. Это предчувствие, к сожалению, сбылось, и действительно мир был потоплен хаосом – и войны, и революции. Художник описал, как он чувствует, описал свои эмоции, которые передаются музыкальными терминами и звуками. То есть, каждая краска для него звучала. Работа, привезенная из Екатеринбурга, уже не имеет явной подоплеки, но прекрасно выполнена по цветам и композиции, сохраняя грань между классической живописью и абстракцией. Все импровизации Кандинского были тщательно продуманы и подготовлены, а каждая деталь создавалась с вниманием и аккуратностью. Это не работа экспрессиониста, а очень обдуманное, очень гармоничное произведение живописи.

Николай Растворцев, ведущий: По всем этим деталям мы можем и руку мастера определить, и дальше уже трактовать.

Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да. Кандинский – это один из тех мастеров, которых ни с кем не перепутаешь, он создал свой индивидуальный. Его невозможно было перепутать ни в Германии, когда он начинал работать, ни в революционной России. Вернувшись в Германию, он остался верен себе, не имея ни учеников, ни последователей. Тем не менее, его искусство оказало значительное влияние на развитие художественной культуры XX века.