В инклюзивном театре «Светлячки» готовятся к премьере спектакля «Как птицы царя выбирали». Это постановка по мотивам хакасской народной сказки. В лесу беспорядок, и нужно выбрать главного, чтобы вернуть в лес мир и лад. Каждое пернатое создание особенное – со сверхспособностью. Их придумывали сами дети.
Макар Горин, актёр:
Ворона когда заколдовывает в лягушку, а я расколдовываю. То есть она всех заколдовала, а я всех наоборот расколдовал.
С какими-то птицами всё проще. Их особое умение – руководить.
Елизавета Микушина, актриса:
Она у них, ну, у всех птиц – главная.
Илья Шевченко, корреспондент:
То есть птица-начальница.
Елизавета Микушина, актриса:
Да.
Илья Шевченко, корреспондент:
А у неё есть сверхспособность какая?
Елизавета Микушина, актриса:
Она умеет командовать.
Елизавета занимается в театре уже пять лет. Как признаётся мама, дочь всегда любила наряжаться, изображать героев из книг и мультфильмов, но боялась публики, пугалась при виде большого скопления людей.
Вера Микушина, мама Елизаветы Микушиной:
Она очень хорошо адаптируется к ролям, и прямо из спектакля в спектакль видно её развитие. Она очень стала активно, открыто вести себя и на сцене, контролировать картинку, включаться, импровизировать и так далее.
Благодаря занятиям в театре Елизавета стала участвовать в конкурсах чтецов в школе: регулярные репетиции улучшили речь и память ребёнка, ей стало проще взаимодействовать с другими людьми.
Елена Рогалева, руководитель детского инклюзивного театра «Светлячки»:
Самое важное – это социализация, то есть общение, потому что у нас есть такие дети, которые из дома вообще не выходят, кроме как в поликлинику и на реабилитацию. Мы их учим навыкам актёрского мастерства, речь, вокал, развивается воображение.
Спектакль неслучайно основан на сказке. Такие произведения помогают детям понимать и выражать эмоции, учат справляться с трудностями. А вымышленные персонажи делают повествование привлекательнее.
Артур Гросс, режиссёр детского инклюзивного театра «Светлячки»:
Много действующих лиц, и эти действующие лица — животные, и детям, мне кажется, это интересно. Ну и с актёрской точки зрения, и просто детям интересно прожить роль, наверное, животного, чем человека. Такой формат, что все находятся на сцене, я выбрал потому, что сложно некоторым детям выходить на сцену – кто-то на коляске, кто-то очень сложно ходит.
В спектакле одновременно задействованы как дети с особенностями здоровья, так и без подобных проблем. Лишь иногда юным актёрам оказывают поддержку взрослые волонтёры, которые, тем не менее, всегда участвуют в репетициях и спектаклях. Они помогают детям перемещаться по сцене, и если нужно напоминают слова.
Мира – студентка Педагогического университета имени Герцена и пришла в театр «Светлячки» два года назад, чтобы закрыть практику, но осталась с детьми и после её завершения.
Мира Рябова, волонтёр детского инклюзивного театра «Светлячки»:
Дети – это маленькие такие комочки счастья, которые я обожаю. И вот каждый раз приходишь, и тепло на сердце. И им хорошо, и мне хорошо. И вот у нас такая дружная команда получается.
Ольга Мусинова, волонтёр детского инклюзивного театра «Светлячки»:
Я тоже люблю театр, у меня есть способности, которые мне хочется реализовать на благо и помочь детям. Моя радость, я её отдаю, получаю, и отдаю. Вот такой круговорот энергии.
Спектакль длится всего 25 минут. Но за это время дети успевают и спеть песню, и исполнить танец птиц, и, конечно, выбрать царя пернатых. В конце мая сезон завершается, а с сентября ребят ждут новые постановки.