Сколько историй может хранить обычная дверь? Если она находится в историческом здании в центре Петербурга с момента его постройки, то — сотни, а то и больше. Одни двери помнят прикосновения великих писателей, врачей и космонавтов, другие — слышали шёпот влюблённых Серебряного века, третьи прошли сквозь ужас блокады Ленинграда и радостным хлопаньем приветствовали наступившую Победу. Сегодня мы узнаем секреты нескольких дверей Северной Столицы.
ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
Доходный дом Палкина архитектор Александр Хренов построил в 1903-1904 годах в стиле модерн. Здесь жили многие известные личности: поэты Николай Огнивцев и Василий Князев, создатель Театра юных зрителей режиссёр Александр Брянцев, Вячеслав Шишков работал здесь над своим знаменитым романом «Угрюм-река».
Если закрыть глаза, можно представить, как эти люди открывали прекрасно сохранившиеся с тех пор родные двери здания: деревянные, с великолепным резным орнаментом и небольшим симпатичным витражом.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
Мы видим цветы, которые украшают эту дверь: это характерное украшение для домов эпохи модерна. Мы угадываем лилию, мы угадываем лотос — это символ плодородия, чистоты.
В конце XIX века в доме номер 26 на Загородном проспекте жил легендарный акушер- гинеколог Дмитрий Оскарович Отт, в XX столетии космонавт дважды Герой Советского союза Георгий Михайлович Гречко. А вот человек, по заказу которого здание появилось на свет, почти и не насладился жизнью в этом великолепии.
ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
Этот дом, построенный академиком архитектуры Александром Вольным в стиле эклектика, строился для купца Александра Васильевича Дегтяринского. Потомственный Почётный гражданин Санкт-Петербурга копил на его строительство несколько лет, но жил в этом доме совсем недолго — он скончался через три года после окончания строительства, и всё нажитое непосильным трудом досталось его вдове Марии Матвеевне.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
Мы можем видеть букву «Д», которая означает первую букву фамилии купца 1-ой гильдии, а наверху веточка плодовая, и мы видим принадлежность — вот эти крылья Меркурия, покровитель торговли, потому что Дегтяринский был купцом.
В этом доме немецкое буквально всё: проект создан архитектором-немцем Александром Гемпелем, на фасаде можно увидеть германские готические мотивы, даже декоративный кирпич для облицовки прибыл прямиком из Франкфурта-на-Майне.
ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
В XIX — начале XX века на Васильевском острове частенько звучал немецкий акцент — в районе жило много выходцев из Германии: купцов, чиновников, военных, ремесленников. В числе знаковых примет немецкого Петербурга сохранилась в том числе Александровская больница Германского благотворительного общества.
Это немецкое здание пережило блокаду Ленинграда. Двери, ведущие в парадную, бесследно исчезли, зато жильцам удалось спасти от огня блокадных буржуек исторические двери, ведущие в квартиры.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
Эти двери пережили блокаду. Это удивительное дело — во всей парадной все двери родные: крепкие, красивые двери. Мы видим эти двери реально такими, какими они создавались в конце XIX столетия.
Немые свидетели истории — двери Петербурга не просто ведут в дома, они ведут нас сквозь время. Сегодня мы открыли некоторые из них, а они приоткрыли нам свои тайны.