В гостях у программы «Утро в Петербурге» Василий Успенский, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Ильдар Абитов, ведущий: Сегодня в центре нашего внимания новая экспозиция, которая открылась накануне в галерее графики Зимнего дворца.
Анна Смирнова, ведущая: Выставка посвящена тонкостям французской манеры гравюр и рисунков XV и начала XVII веков.
Ильдар Абитов, ведущий: Экспозиция – продолжение большого цикла сменных выставок, которые посвящены истории графики по векам и странам. Это уже шестая по счету. Что появляется во французской гравюре и графике?
Василий Успенский, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Во Франции эпоха Ренессанса, в отличие от Италии, проходила с опорой на готическое наследие. Франциск I, подобно Петру I, стал преобразователем: воевал с Италией и привлекал итальянских художников, включая Леонардо да Винчи с Моной Лизой. Центральным проектом была перестройка королевского замка Фонтенбло. Специфика этой ситуации была в том, что Франции надо было учить новый художественный язык, так как итальянское возрождение основано на античности, на классике. Но Франциску I не удалось заманить мастеров возрождения.
Ильдар Абитов, ведущий: Действительно есть чёткая аналогия с петровским временем.
Василий Успенский, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Для понимания искусства Франции важно учитывать, что туда приехали мастера эпохи маньеризма, а не Возрождения. Маньеризм – это изощренное и переусложненное искусство, художественная игра. Франция, ещё не освоив азы нового искусства, получила образцы сложной художественной каллиграфии. Соединение позднеготических тенденций и сверхавангардного маньеризма породило причудливое, интересное и необычное искусство, малознакомое широкой публике. Но, тем не менее, оно очень живое и необычное.
Ильдар Абитов, ведущий: На что стоит обратить внимание?
Василий Успенский, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Гравюра разнообразна. Школа Фонтенбло создавала офорты – свободные, живописные, порой неряшливые гравюры, в отличие от филигранных работ Дюрера. Это был художественный эксперимент. Парижская школа, напротив, использовала резцовую гравюру, как и Дюрер, стремясь к завершенности и рациональности, в отличие от хаоса офортов. Вообще Франция – страна Декарта, страна рационализма, это им свойственно. Другой особенностью была их любовь, к мелкой, тонкой отделке. Они любили делать миниатюрные гравюры. Этьен Делон, например, мастер, создававший миниатюрные работы 3х2 сантиметра с невероятной тонкостью, превосходящей немецкую. Он работал в полярном стиле школы Фонтенбло. Это типично французская черта – любовь к маленьким, изысканным вещам, как табакерки XVIII века.
Ильдар Абитов, ведущий: Отдельный раздел выставки посвящён Жаку Белланжу. Почему сделали акцент именно на этом авторе?
Василий Успенский, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Жак Белланж – художник рубежа XVI-XVII веков, последний и ярчайший представитель маньеризма, воплотивший в себе черты французского искусства: грацию, элегантность, театральность и декоративность. Хотя он жил в Лотарингии, его творчество отражает стремления школ Фонтенбло и Парижа. Белланж был придворным художником, оформлял церемонии и балеты, уделял большое внимание костюмам, за что получил прозвище «великий кутюрье». Его композиции напоминают наряженных манекенов, что отражает любовь к красивой одежде. Коллекция его работ в России, вероятно, лучшая за пределами Франции, и будет впервые представлена в большом масштабе. Особенно это касается его рисунков.
Ильдар Абитов, ведущий: Экспозиция будет проходить всего 4 месяца. Почему такой ограниченный срок?
Василий Успенский, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Бумага боится света, выгорает. Поэтому ни гравюры, ни рисунки никогда не висят в постоянной экспозиции, только на выставках. Мы специально сделали галерею графики, чтобы чаще такие выставки происходили. Сейчас вы встретитесь с этими рисунками, и они уйдут в хранение, и в следующий неизвестно, когда вы их увидите. Поэтому нужно успеть посмотреть.