На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного Исторического музея.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы хотим рассказать о потрясающей выставке и сенсации «Драгоценности! Блеск русского двора». Она открылась в Государственном историческом музее в Москве и объединила шедевры ювелирного искусства, роскошные бальные платья, галерею портретов и собрания государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин, ведущий: Михаил Борисович Пиотровский в одном из интервью отметил, что особое место среди московских музеев занимает именно Исторический музей. Он самый любимый, близкий по духу, и именно в Историческом музее состоялись самые удачные совместные проекты, в том числе и выставка драгоценностей. Как возникла идея создания этой выставки?
Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного Исторического музея: Наши музеи действительно связывают очень крепкие узы, которые возникли не вчера и не сегодня. Они продолжаются уже на протяжении очень многих лет. Это и сотрудничество научных работников, и сотрудничество хранителей, и это коллаборация руководства музеев. Работать над выставкой мы начали с 2021-го года. Было подготовлено первое письмо, которому сопутствовали и наши контакты с Михаилом Борисовичем. Мы им очень благодарны за то, что уже в 2021-ом году было дано согласие на осуществление этого уникального проекта. Была определена дата 2024-й год, и с этого времени начинается непосредственная работа экспозиционеров, хранителей над составом, над конкретной идеей данной выставки. Так что, как правило, хороший выставочный проект не создается за месяц, за два – для его создания нужны годы.
Марианна Дьякова, ведущая: У меня сейчас в руках каталог выставки, я бы назвала его предметом искусства. Это действительно часть потрясающей выставки. Мы знаем, что оформление входа на выставку – это определенный портал. Насколько сложно было работать над подачей выставки, учитывая, что ваш музей располагается в историческом здании?
Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного Исторического музея: К каждой выставке должно быть определенное художественное обрамление. В данном случае, например, над созданием экспозиции мы работали совместно с нашим постоянным партнером в этом деле – Агнией Стерлиговой. Её творчество знакомо не только москвичам, потому что она очень активно и плодотворно работает и в Санкт-Петербурге. Ей действительно приходилось решать очень сложную задачу, потому что представлять на экспозиции надо было уникальные экспонаты из коллекции Государственного Эрмитажа. Это не так просто. Была отработана идея бриллиантового граненого входа в пространства этой выставки, где первый зал посвящен знаменитому кабинету драгоценностей. Надо было художественными элементами изобразить и бал, и определить зоны мемориальной памяти. Так что я думаю, что художник справился с этим. Но, как правило, всё происходит в коллаборации с экспозиционерами, с кураторами выставки. Был длительный процесс, мы обсуждали сразу несколько вариантов проекта вместе с нашими коллегами из Эрмитажа, и остановились на этом решении.
Тимофей Зудин, ведущий: Важный аспект выставки – сочетание различных форм искусства: здесь и ювелирные изделия, и бальные платья, и портреты. Какой экспонат лично вас трогает, впечатляет больше других и почему?
Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного Исторического музея: Мне нравится выставка, здесь представлены такие экспонаты, что определить что-то наиболее значимое практически невозможно. Здесь каждый экспонат выполняет свою функцию, выполняет свою роль. Но, если все-таки, наверное, говорить про то, что меня тронуло, прежде всего, я бы назвал знаменитый туалетный прибор, изготовленный в Аугсбурге для императрицы Анны Иоанновны. Потрясающая работа, потому что изготовление золотых приборов туалетных, либо столовой посуды – это очень редкая вещь. Они, как правило, отличаются очень большой стоимостью. Для нас, как для музея исторического, интересно, что этот прибор был связан не только с императрицей Анной Иоанновной, он прожил очень долгую активную жизнь. Прибор связан с именем императрицы Екатерины II, императрицы Марии Фёдоровны. Но у него ещё была очень важная функция – процесс туалета русской принцессы перед свадьбой. Сам прибор 46 предметов, и мы представляем только часть его. Здесь даже были специальные и столовые предметы – кофейник, чашечка – потому что процесс туалета императрицы занимал очень много времени.
Марианна Дьякова, ведущая: Выставка с похожей концепцией уже проходила в 2019-ом году в выставочном центре «Эрмитаж» в Амстердаме, и она вызвала действительно огромный резонанс в Европе. Сегодня российское музейное сообщество находится в блокаде. Опять же, Михаил Борисович Пиотровский считает, что в это время нужно делать такие потрясающие выставки-вызовы. Как, по вашему мнению, выставка в историческом музее помогает не только сохранять, развивать культурные связи между российскими музеями, но и отвечать на современные вызовы?
Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного Исторического музея: Во-первых, мы были знакомы с этим потрясающим проектом Эрмитаж на Амстеле, и в какой-то степени знакомство с ним побудило нас обратиться к Михаилу Борисовичу о создании подобной выставки в Москве. Хотя одинаковых выставок не бывает, потому что это разные художественные решения, разные объёмы и, конечно же, различные экспонаты. Я даже могу сказать, что здесь был добавлен новый мемориальный раздел, который очень трогает не только своим качеством экспонатов, но и определенной исторической памятью. Когда мы работаем, мы постоянно сталкиваемся с определённой системой вызовов профессиональных. Я всегда повторяю о том, что, создавая выставки для очень широкого круга публики, мы все-таки оцениваемся профессионалами. Поэтому необходимо пройти грань между академизмом и красотой. Я думаю, что профессионализм кураторов, профессионализм художников нам позволил это сделать здесь. Касаемо нашего обращения вовне, потрясающе сказал Михаил Борисович, когда определял самую главную идею этой выставки. Он назвал её манифестом русской роскоши, памятной народу. Это ещё раз подчеркивает то, что русскую культуру запретить, остановить, обнулить невозможно. Именно такими проектами мы говорим о том, что потеряла Европа, что теряют некоторые страны мира, отказываясь от продолжения культурного взаимодействия вместе с нашей страной. С другой стороны, мы подчеркиваем ту высокую культуру, ту высокую историческую значимость нашей страны, которую она имела на протяжении многих лет и имеет её сейчас.
Тимофей Зудин, ведущий: Что бы вы посоветовали тем, кто собирается посетить выставку? Может перечитать учебник истории, биографии русских царей освежить в памяти?
Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного Исторического музея: Было бы неплохо, потому что выставки проводят всё-таки исторические музеи, и мы всегда в глубине имеем подоплеку определенных исторических процессов, имена выдающихся государственных деятелей, правителей нашей страны. Поэтому хорошо было бы знать о тех людях, которые владели этими предметами, которые заказывали их. Я, как историк и как человек, который всю жизнь проработал в музеях, удивляюсь, как много говорят о человеке те памятники, которые создаются по заказу того или иного лица. Они говорят о его культуре, о понимании значимости, об отношении к искусству, о его умственных способностях. Так что, конечно, надо готовиться. Знать историю должен каждый гражданин нашей страны.