В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук.

Тимофей Зудин, ведущий: Грыжа брюшной стенки – одно из самых распространенных заболеваний в хирургических стационарах. Это недуг, с которым может столкнуться каждый, потому что ежегодно в нашей стране ему подвержено около 4% населения. Самое неприятное – частые рецидивы, которые достигают 35%.

Марианна Дьякова, ведущая: Петербургские ученые разработали инновационный протез, который очень быстро приживается, не вызывает никакого воспаления, стоит гораздо дешевле западных аналогов. Мы прямо сейчас обсудим перспективы этого изобретения с его автором.

Тимофей Зудин, ведущий: За счёт чего протез показывает такие блестящие результаты?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Прежде чем говорить про результаты, нужно, в принципе, сказать про протезы. Современная хирургия грыж брюшной стенки – это хирургия протезов. К сожалению, без них любое лечение, любая пластика местными тканями будет неэффективна. Мы их используем, потому что, сшивая ткань, не получаем плотного рубца, и мы можем получить рецидив грыжи. Поэтому с середины XX века стали использовать синтетические материалы. До этого использовались другие, в том числе биологические, для того чтобы создать каркас для нарастания собственной соединительной ткани за счёт реакции воспаления, которую провоцирует данный протез. Этот протез объединяет в себе правильную структуру, он связан из нитей, обработанных специальным веществом, которые снижают провокацию реакции воспаления. То есть воспаление получается управляемым, и мы получаем идеальный матрикс для нарастания собственной соединительной ткани, тем самым получаем плотный рубец.

Тимофей Зудин, ведущий: Нити из чего?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Это полиэстеровые нити, которые обработаны специальным фторполимером.

Марианна Дьякова, ведущая: Как вы придумали этот протез?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Здесь подходит больше «разработали». Мы пытались разработать наш собственный отечественный протез для определенного вида операций, чтобы повысить доступность миниинвазивных операций через проколы. К сожалению, импортные аналоги дорогие, и их конструкция провоцирует избыточную реакцию воспаления. Поэтому мы проводили серию экспериментов в поисках идеального протеза и нашли нашу сетку, которая показала самые лучшие результаты.

Тимофей Зудин, ведущий: В чём его инновационность? В материалах? В их обработке?

Марианна Дьякова, ведущая: Или в сочетании структуры и материалов?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Именно сочетание структуры и материалов. Западные аналоги состоят из двух слоёв: ячеистая структура, как рыболовная сетка, на ней есть специальная плёнка, которая защищает от контакта с органами брюшной полости, мы используем её для миниинвазивной методики внутрибрюшного размещения. Эта плёнка рассасывается, усиливая реакцию воспаления. В нашей разработке мы взяли ячеистую структуру и связали из специальных нитей, которые изначально обработаны антиадгезивным веществом, что можно сравнить с тефлоновой сковородкой, к которой ничего не прилипает. Также эта сетка, к которой не прилипают внутренние органы, даёт хорошую интеграцию в брюшную стенку для образование тканной пластины.

Тимофей Зудин, ведущий: Есть понимание, как поведёт себя протез на длительном сроке?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Как любая сетка, которая ставится при пластике передней брюшной стенки, она остаётся навсегда. Во-первых, уже накоплен почти столетний опыт использования синтетических материалов, во-вторых, прежде чем внедрить его в клиническую практику, мы провели на протяжении полутора лет серию экспериментов на животных. Так что у нас накоплен опыт по изучению взаимодействия синтетических материалов с биологическими тканями, поэтому есть понимание, что это безопасно.

Марианна Дьякова, ведущая: Как много проведено таких операций? Скольким пациентам уже смогли установить инновационный протез?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Данный протез в клинической практике используется уже с 2023 года сначала. То есть только в нашей клинике уже несколько сотен пациентов. Но мы проводили в прошлом году опрос среди хирургов России, и наш протест оказался самым популярным для миниинвазивной политики.

Тимофей Зудин, ведущий: Как можно получить помощь тем, кто сталкивается с этой проблемой? Применяется ли эта методика по ОМС?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Данный протез был придуман для того, чтобы повысить возможность выполнения данной методики по ОМС, потому что это дорогостоящая методика миниинвазивного лечения грыж. К нам попасть очень просто, если есть грыжа, то лучше не откладывать.

Марианна Дьякова, ведущая: Почему возникают грыжи? Можно ли как-то профилактировать это заболевание?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Грыжа – многофакторная проблема. Есть предрасполагающие факторы, такие как: женский пол, беременность, изменение биомеханики передней брюшной стенки, ожирение, возраст, повышение внутрибрюшного давления. Самое частое – запоры. Когда мы тужимся, повышается внутрибрюшное давление, если есть слабые места передней брюшной стенки, там образуется грыжа. Второе – операции, которые были на брюшной стенке, то в местах разрезов может формироваться грыжа. Поэтому профилактика – это спорт, контроль веса, укрепление мышц передней брюшной стенки.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы не так давно защитили докторскую диссертацию на тему «Перспективы применения антиадгезивных сетчатых протезов». Как скоро этот протез будет запущен в массовое производство? Как широко он будет применяться?

Александр Белоусов, заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук: Мы с 2023-го года его применяем. Для этих видов операций он один из самых популярных среди как западных, так и отечественных сетчатых эндопротезов. Мы сейчас исследуем дальше для его расположения в других слоях передней брюшной стенки, делаем модификации.