В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Астраханцева, юрист.

Николай Растворцев, ведущий: По итогам прошлого года в одном исследовании всемирной паутины были опубликованы следующие данные: более 66% всех жителей нашей планеты пользуются интернетом. Таким образом, общее число интернет-пользователей в мире составляет 5 миллиардов 350 миллионов человек, а активных учётных записей чуть меньше – 5 миллиардов и 4 миллиона. Можно только представить себе, какое количество контента производится и загружается ежечасно.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Но далеко не все создают материал самостоятельно. Есть те, кто использует чужой контент в своих интересах. Далее поговорим о том, что делать, если вы стали жертвой нарушения авторских прав в социальных сетях.

Николай Растворцев, ведущий: Всё ли то, что публикуется, защищается одинаково авторским правом?

Анна Астраханцева, юрист: На самом деле, да. В законодательстве это называется «объекты произведения и культуры». Это может быть текст, видео, фотография. Единственное, авторское право делает исключение для определенных объектов, которые не охраняются. Например, это могут быть новостные сообщения, которые тоже публикуются в том числе и в социальных сетях. Также могут быть произведения фольклора, он принадлежит народу, у него нет автора. В эту же категорию относят произведения, на которые срок действия интеллектуальных прав закончился.

Николай Растворцев, ведущий: То есть спустя 70 лет после ухода автора.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Распространяется ли защита на отдельные элементы – персонаж, название – или только в целом?

Анна Астраханцева, юрист: На отдельные элементы в том числе. Например, существует небольшая проблема, что кондитеры для детских тортиков используют персонажей мультипликации, известных и популярных среди детей. Кондитеры часто не задумываются, что это нарушение интеллектуальных прав авторов этих произведений и правообладателей, которые владеют этим произведением. К сожалению, авторы вынуждены затем судиться и снижать суммы компенсации.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли специальные пункты закона об авторских правах, если мы говорим о соцсетях?

Анна Астраханцева, юрист: На самом деле Гражданский кодекс не содержит отдельного положения о том, как пользоваться произведениями в интернете. Использование регулируется либо внутренними правилами площадки, то есть социальными сетями. У них часто есть пользовательское соглашение, где они в том числе разграничивают, что можно публиковать, что нельзя, как можно поделиться и так далее. В остальной части распространяются общие нормы, которые есть в нашем законодательстве.

Николай Растворцев, ведущий: Автор – это всегда физическое лицо или может быть юридическое лицо?

Анна Астраханцева, юрист: Автором всегда является физическое лицо, то есть гражданин. При этом у нас бывают служебные произведения, например, если вы будете записывать какой-нибудь ролик в рамках новостной программы или ставить танцевальный номер. То есть постановка будет служебным произведением, потому что это ваша работа. Если вы сделали совместные фотографии, и кто-то репостнул их, то здесь нарушение будет скорее ваших персональных данных. Единственное исключение, если, допустим, «Утро в Петербурге» зарегистрировано как товарный знак, это будет уже другого рода нарушение. Тогда будут затрагиваться интересы в том числе и канала «Санкт-Петербург».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: То есть на фоне рекламных баннеров мы не можем фотографироваться и выкладывать?

Анна Астраханцева, юрист: Когда вы фотографируете себя на фоне какого-то товарного знака, это фотография для собственного пользования, а не в каких-то коммерческих целях. То есть здесь объектом интеллектуальной собственности будет ваша фотография. Да, товарный знак попал на фотографию, но тем не менее это не создаёт нарушение.

Николай Растворцев, ведущий: Должен ли я как автор сам указывать, что это принадлежит мне?

Анна Астраханцева, юрист: Считается, что отсутствие согласия автора на публикацию не является таковым согласием. То есть, если вы не написали, что можно публиковать, использовать, значит нельзя, и дополнительных надписей делать не нужно. Более того, авторское право возникает просто в силу факта создания. Сделали фотографию, опубликовали, не опубликовали – неважно, вы являетесь автором этой фотографии.

Николай Растворцев, ведущий: Что делать автору, если он увидел свой кадр на чьей-то странице?

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как грамотно зафиксировать нарушение?

Анна Астраханцева, юрист: Во-первых, нужно сначала зафиксировать, это могут быть скриншоты. Скриншоты чаще всего нужно делать таким образом, чтобы было видно дату и время совершения скриншота. Тогда будет понятно, что в этот момент, в этот день этот кадр находился на этой странице. Затем необходимо собрать совокупность доказательств, зафиксировать нарушение, в том числе собрать у себя исходник, который был вами сделан. Далее пишется обращение к тому, кто опубликовал. Может быть претензия. Чаще всего в социальных сетях пишут сообщение из разряда: «Нельзя так делать, это мое изображение».

Николай Растворцев, ведущий: Что делать, если контент украл кто-то, кто является жителем или резидентом другой страны? Были ли такие прецеденты?

Анна Астраханцева, юрист: В целом, у нас есть правило пользовательского соглашения социальных сетей, и можно обратиться в службу поддержки, написать туда обращение. Зачастую социальные сети очень хорошо реагируют и блокируют подобные публикации, если удалось доказать, что это действительно ваш контент. Что касается других стран, например, у коллег не так давно был кейс, когда они боролись с нарушителями в Казахстане. Причём взыскали неплохую сумму компенсации за нарушение интеллектуальных прав на целый авторский курс стоматолога.