В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в любимую многими посетителями Золотую кладовую.
Марианна Дьякова, ведущая: С незапамятных времен люди считали золото необыкновенным металлом. Изделия из золота имели не только статусное значение для их хозяев, но и часто наделялись сакральным смыслом.
Василий Киров, ведущий: Коллекцию начал собирать ещё Петр I, и сегодня она не имеет аналогов в мире.
Марианна Дьякова, ведущая: Как начала собираться эта коллекция? Особенно если мы говорим об античном золоте, которое сейчас находится в Золотой кладовой.
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Первое очень крупное поступление случилось в 1830 году, когда случайно был обнаружен не разграбленный курган около города Керчь. Оттуда поступила большая партия совершенно восхитительных, необыкновенных по красоте и уникальных по технике изготовления ювелирных изделий. Учитывая все последующие поступления и великолепные вещи, которые пополнили наше собрание, они до сих пор так и остаются непревзойденными, уникальными, совершенно потрясающими.
Василий Киров, ведущий: Какие отличительные особенности у золота той эпохи?
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: У нас крупнейшая коллекция причерноморского античного золота в мире. Многие шедевры не имеют аналогов вообще больше нигде на планете Земля.
Марианна Дьякова, ведущая: Что в античности использовалось как украшения? Какие они были в сравнении с современными?
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Они были очень разные. Каждый день, как и сейчас, люди носили более простые украшения. Все виды украшений – серьги, браслеты, ожерелья, диадемы – появились в античности, и мы всё это унаследовали. Для торжественных случаев было как раз то, что вы сейчас видите на экране. Вы видите украшения так называемого роскошного стиля – это прям научный термин. Они действительно роскошны, необыкновенно сложны в исполнении. Такие изделия надевали по особым случаям непростые гречанки.
Василий Киров, ведущий: Техника, честно говоря, поражает исполнением. Мне кажется, даже современным мастерам с огромным количеством оборудования это может быть даже и не под силу.
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: До конца XIX века некоторые техники считались даже утраченными, но потом всё это было восстановлено. Современные мастера, если постараются, такое сделают, но это сложно, это требует не только мастерства, многолетнего опыта, но и вкуса, и чувства меры, чтобы получилась вот эта золотая гармония, которой мы все восхищаемся.
Василий Киров, ведущий: Увидеть эти шедевры ювелирного искусства можно только в Золотой кладовой?
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Они очень редко покидают нашу сокровищницу, только по особым случаям. Если вы хотите полюбоваться на них, то приходите в Золотую кладовую. Туда можно попасть только с экскурсией, но без профессионального пояснения, я думаю, будет не так интересно смотреть.
Василий Киров, ведущий: Смотришь на эту коллекцию и прям чувствуешь себя в какой-то степени в тех временах, когда это создавалось.
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Это прямое отражение того мира, в котором жили и греки, и их соседи по той местности, где они обитали. Поэтому это для нас очень важно, как источник исторической информации.
Марианна Дьякова, ведущая: Как поддерживается такое великолепное состояние этих шедевров?
Василий Киров, ведущий: Золото – хрупкий металл.
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Да, он очень хрупкий, античное золото хрупкое тем более, потому что оно очень чистое, в нем часто очень мало примесей. У нас есть прекрасные реставраторы с волшебными руками, которые следят за сохранностью предметов. Мы, хранители, тоже помогаем, подсказываем реставраторам, где надо что-то поправить. Но и золото на самом деле очень благодарный металл, в отличие от многих других. Он сам по себе не подвержен воздействию вредной среды. Поэтому нам остается только смотреть, чтобы все было в целости.
Василий Киров, ведущий: В чем секрет притягательности этого металла?
Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Изначально было объективное рассуждение о том, что золото действительно не портится, не корродирует, всегда сияет, что бы с ним ни происходило. Но, когда я нахожусь в окружении этих предметов, то, конечно, я больше восхищаюсь работой, мастерством, вкусом, дизайном, чувством гармонии, которая от них исходит. Это восхитительные предметы, невозможно устать любоваться ими. То есть вы на них смотрите каждый день или очень часто и всё равно каждый раз думаете: «О, боже, как это прекрасно».