В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель симфонического оркестра «Таврический», директор Государственной филармонии для детей и молодёжи Санкт-Петербурга.

Николай Растворцев, ведущий: Сергей Сергеевич Прокофьев написал свою первую оперу в возрасте 9 лет. Людвиг ван Бетховен создал девять вариантов на тему марша в двенадцать. Пётр Ильич Чайковский в четырнадцать лет сочинил вальс «Анастасия» и посвятил гувернантке. А в какой форме, с какими достижениями подошёл к своему пятнадцатилетию симфонический оркестр «Таврический», узнаем у его художественного руководителя. 15 лет для оркестра – это много, это мало?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель симфонического оркестра «Таврический», директор Государственной филармонии для детей и молодёжи Санкт-Петербурга: Тут смотря с какой стороны посмотреть, конечно. Во-первых, если быть честным и откровенным, то вообще оркестру 235 лет. Ведь 15 лет назад в Таврическом дворце при содействии Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ и Совета Федерации был воссоздан знаменитый коллектив Григория Потёмкина, которому на тот момент как будто бы было 220 лет. Конечно, все мы знаем, что история знаменитой потёмкинской «Таврической капеллы» прервалась, к сожалению, со смертью великого князя, покорителя Крымских земель. Но, тем не менее, вот это воссоздание и вот эта идея восполнения русской музыкальной истории, традиции исполнительства, поддержки молодых музыкантов, развитие новых сочинений, основания, скажем так, новых каких-то плацдармов для дальнейшего развития русской музыкальной культуры, безусловно, определили вот эти 15 лет. Поэтому тут очень трудно сказать, у нас есть за плечами гораздо большая история, я имею ввиду музыкальная история нашей страны. С другой стороны, 15 лет пробежали, честно сказать, как за один день. Общались мы с моими коллегами, те, кто буквально с первого дня 15 лет рядом со мной идут в этом плавании непростом, и все сходятся в одном мнении – как один день пробежало. Хотя тысячи концертов, гастролей, записанных дисков, музыки к фильмам, сольные диски, премьеры новых сочинений. Одним словом, как будто бы и пубертатный период, а как будто бы уже и есть, о чем вспомнить. Но я всегда говорю так, пока есть о чем подумать в будущем, ты еще молод. Когда ты начинаешь только вспоминать, что ж там было вчера, как это было здорово и хорошо, ты начинаешь стареть. Поэтому мы только молодеем, и таким образом, я думаю, об отмечании нашего юбилея. Это как раз прекрасный манифест в сторону молодости.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вот сегодня вы как раз и будете отмечать юбилей. Пройдет юбилейный концерт под названием «15 лет на стыке жанров». Музыкальное путешествие, можно сказать, по границе жанров. Насколько этот формат и стиль был выбран изначально? Или вы к нему пришли уже относительно недавно?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель симфонического оркестра «Таврический», директор Государственной филармонии для детей и молодёжи Санкт-Петербурга: Я думаю, что он, конечно, сформировался в процессе 15-летней истории оркестра, поскольку мы всегда были открыты к смелым экспериментам. Мне кажется, мы одними из первых вынесли киномузыку на серьезную академическую сцену. Когда-то там 12 лет назад, в том же самом Большом зале филармонии, концерт «Русский американский Голливуд». Мы, по-моему, впервые переложили на симфонические оркестры известные рок-композиции русского рока и зарубежного рока, впервые попробовали себя в сочетании с диджеями, в техно-музыке, с рэпом. Одним словом, вот эта открытость к эксперименту, пожалуй, и определила ту безграничность жанров, которая сегодня исповедуется коллективом. Мне часто задают вопрос: «Зачем вам, серьезному музыканту-дирижеру, нужно играть на поле у широкой аудитории, как бы заигрывая с рок-музыкой, эстрадой или чем-то еще?» Я говорю: «Это очень просто». К сожалению, не все зрители изначально отдают себе отчет, что симфонический оркестр – это классно, это здорово, это интересно, это современно, что симфонический оркестр – это абсолютно совершенный организм. Мы абсолютные фанаты и адепты этого утверждения. И собственно, все 15 лет стараемся это доказать. А вот это замечательное название «На стыке жанров» нашего сегодняшнего юбилейного концерта, поскольку, честно признаюсь, в один концерт уместить всё накопленное коллективом за 15 лет просто невозможно. Поэтому мы сегодня решили, что мы открываем юбилейный год, в течение которого мы будем показывать разные наши задумки, проекты, то, что сделано было, то, что развивается сегодня. Именно с названием «На стыке жанров» в этом году вышел, кстати, первый в нашей истории документальный фильм об оркестре. Вот буквально на днях его показали на одном из известных документальных кинофестивалей в Петербурге. И идея, когда коллектив способен в одну секунду переключиться от Бетховена, Чайковского, Римского-Корсакова, к Цою, Фредди Меркьюри, Джону Уильямсу, Хансу Циммеру или каким-то современным композиторам. Вот это то, что мы несём, проповедуем и, надеюсь, этим приобретаем и завоёвываем ещё большую аудиторию.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько молодёжь сегодня стремится попасть в оркестр? И каким должен быть музыкант, которого бы вы обязательно взяли в ваш оркестр?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель симфонического оркестра «Таврический», директор Государственной филармонии для детей и молодёжи Санкт-Петербурга: Ещё совсем недавно мне казалось, что молодёжи перестало быть интересно участие в каких-то коллективах, вообще занятия совместным творчеством. Время очень быстрое, многие как-то быстро осваивают свой собственный бренд через соцсети, занимаются собственным музицированием, пытаются себя продать. Но вот недавно проведённый конкурс в оркестр дал мне понять, что очень много молодых людей всё-таки тянутся к нашей идее. Это мне безусловно очень приятно, очень ответственно, потому что я понимаю, что пришедшее сегодня поколение поведет дальше этот корабль. Они дальше будут передавать традиции, те, которые еще Потёмкин когда-то заложил в XVIII веке. И нам не стыдно за нашу молодёжь сегодня. Я радуюсь тому, с каким увлечением, энтузиазмом она внедряется. Ещё со студенческой скамьи, со школьной скамьи хочет попасть в оркестр, хочет получить работу не для денег, а для того, чтобы начать себя реализовывать. Ведь наш коллектив, наверное, на протяжении 15 лет именно этим отмечался, чтобы мы позволяли молодёжи себя реализовывать.

Николай Растворцев, ведущий: Как поразить ваше дирижёрское сердце, чтобы вы взяли?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель симфонического оркестра «Таврический», директор Государственной филармонии для детей и молодёжи Санкт-Петербурга: Быть открытым и показывать свой талант, не стесняясь. Этого достаточно.