В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Безгина, психолог.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько бы полезной с точки зрения навыков не была та или иная компьютерная игра, всегда можно оторваться от монитора и сыграть в добрые офлайн игры. Будь это настольные, уличные или спортивные.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Но вот о том, какие из них могут помочь развить лидерские качества, мы поговорим с психологом Натальей Безгиной.
Николай Растворцев, ведущий: Мечта многих родителей, это когда в доме выключили свет, и никакого более компьютера для ребенка, просто нет технической возможности. Но, слава богу, дома есть настольные игры. Вот скажите, на ваш взгляд, насколько они могут помочь раскрыться лидеру? Или большинство игр направлены на личностные победы?
Наталья Безгина, психолог: Начнем с того, что наша жизнь очень быстро и сильно перешла в онлайн. И получается, что в офлайне мы практически не видим эмоций, живых эмоций тех людей, с которыми ты живешь рядом, близких. Мы как-то общаемся через мессенджеры, мы общаемся через переписку и так далее. А настольная игра – это живые эмоции в моменте, здесь и сейчас. Даже то, что человек может увидеть своего близкого в радости, или, когда он вспылил, или еще что-то, делает контакт живым между двумя близкими людьми или командой.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: То есть вы советуете играть именно с семьей?
Наталья Безгина, психолог: Можно с семьей, можно с друзьями, можно выходить на большие площадки. Вопрос в том, какие качества игры развивают. Начнём с того, что живые эмоции, потому что ни одна компьютерная игра не даст вам живые эмоции, которые вы наблюдаете у другого человека.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Можно услышать, как они стараются.
Наталья Безгина, психолог: Но этого мало. Важно же смотреть, мы же 80% информации берём.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Особенно тех, кого ты знаешь.
Наталья Безгина, психолог: Интересно посмотреть их с разных ракурсов. Когда мы привыкаем, у нас рутина, всё очень чётко, всё очень понятно. И в какой-то момент вы видите этого человека в других эмоциях. Это улучшает контакт, делает его глубже. Если мы говорим про лидерские качества, то там больше про команду, когда вы делитесь два против двух, или трое против трех, или приглашаете кого-то в гости, когда есть возможность проявить себя в кругу людей и взять на себя какую-то ответственность. Лидер – это не только тот человек, который постоянно хочет победить, там больше про уровень амбиций. Лидер – это тот, кто может просчитать стратегию для команды и вести эту команду за собой.
Николай Растворцев, ведущий: Если лидеров двое в компании, так совпало, пришли два ярких человека. Как вы советуете правильно доразвить в себе эти лидерские качества?
Наталья Безгина, психолог: Вот смотрите, многие люди боятся конфликта, эмоций каких-то ярких в общении. На самом деле – это живое, настоящее общение, и когда приходят два лидера и начинают вместе играть, это интересно, это красиво. Вопрос только в том, чтобы в конце они, знаете, как в спорте могли пожать друг другу руку и сказать: «Спасибо тебе, поединок был прекрасен». И тоже надо ценить эти моменты, потому что не так часто в жизни они у нас случаются, когда можно уделить время, выиграть, посчитать стратегию, получить удовольствие, адреналин, общение и протянуть руку тому, с кем ты соревновался, и сказать, это был прекрасный поединок.
Николай Растворцев, ведущий: А внешние обстоятельства? Например, улица. Стоит ли выходить на улицу, чтобы играть в старые добрые прятки, казаки-разбойники, в современные пейнтболы или еще какие-то?
Наталья Безгина, психолог: Обязательно, потому что мы очень мало двигаемся. И на самом деле все вот эти игры, которые мы знали по своему детству – казаки-разбойники, резиночки, еще какие-то, они сейчас легли в основу нейропсихологии, и целые научные направления занимаются нейропсихологией.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А вот что касается лидерства. Внутри таких командных игр бывает, что ребенок всегда был заводила во дворе, именно в хорошем смысле, а потом как будто терялся, тушевался со взрослением, и качество как будто утеряно. Это значит, что изначально они были не очень сильны? Или где-то ему не хватило вот этой поддержки, подкрепления навыков?
Наталья Безгина, психолог: Не ставьте на нем точку, пожалуйста, потому что он в этих условиях, например, стушевался, а в какой-то момент своей жизни он опять эти качества раскроет. Личность – это разные качества, которые проявляются в разных условиях. Например, у него кризис какой-то, он переживает что-то, какие-то внутренние переживания. Ему тогда будет не до лидерства, но это не значит, что он этого качества лишился. Это значит, что его сейчас что-то другое больше внутри заботит.
Николай Растворцев, ведущий: Почему тогда не каждый даже второй выходит после каких-то этих игр лидером? Почему лидерство не так часто встречается и потом во взрослой жизни? Почему игры из всех не делают лидера?
Наталья Безгина, психолог: Есть физическая часть, когда у человека определенный темперамент, определенный характер, и у него есть определенные лидерские задатки. Это есть не у всех. Есть градации, у кого-то побольше, у кого-то поменьше. Не обязательно, что у всех это в пике. Есть уровень амбиций, как правило, это из семьи. То есть если в семье есть амбиции, мама, папа периодически говорят о том, что тебе нужно такое-то место, такая-то должность, ты должен стать каким-то профессионалом, уровень амбиции поддерживается, это тоже хорошо формирует лидерские качества. И третье, это есть среда, и в зависимости от того, в какую среду этот ребенок попал, подросток попал, взрослый попал, в каких условиях эти качества будут раскрываться. Если, например, этот лидер попал в условия обедненной среды, то есть там очень мало людей, нет аудитории, не с кем взаимодействовать, выстраивать стратегию какую-то общую, но как бы нет тренировки. А игра – это хороший способ.
Николай Растворцев, ведущий: Надо растить в себе лидера во взрослом возрасте, взять человека, который не является лидером, заставить его во взрослом возрасте поиграть в любые игры, чтобы попытаться добавить то, чего он был лишён в детстве.
Наталья Безгина, психолог: Игра – это уникальное средство попробовать себя в разных ролях. Иногда очень сильному лидеру, амбициозному, очень полезно в игре побыть на вторых ролях. То есть когда раздаются роли, знаете, в закрытую, когда вот лидер, ты переворачиваешь, ты лидер, вот ты должен там эти качества проявлять. Есть игры, когда ты второстепенный игрок, а там очень амбициозный человек, ему очень сложно быть на вторых ролях, и эта игра очень классно формирует. И обстановка такая более или менее созданная. То есть она не пойдет дальше – в семью, в работу и так далее. И есть большой плюс, у игры понятен финал, то есть так или иначе она по времени заканчивается, и в этот момент можно потренировать разные качества.