В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Павлюшин, академик РАН.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: На календаре 3 декабря, и сегодня отмечается Международный День борьбы с пестицидами. Эти вещества называют коварными помощниками человечества. Ведь, с одной стороны, они действительно помогают нейтрализовать вредителей, увеличить объемы урожая, но при этом могут быть токсичными, канцерогенными и мутагенными. Оправданы ли риски их применения? И вообще, что такое пестициды и в чем их едят? Будем разбираться.

Николай Растворцев, ведущий: Вместе с нашим гостем в студии.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: 40 лет назад, в 1984 году, в Индии произошла крупнейшая техногенная катастрофа по числу жертв, и это связано именно с пестицидами, произошла утечка и взрыв на заводе. Насколько мы сегодня зависим от этих веществ, что они до сих пор применяются?

Владимир Павлюшин, академик РАН: Конечно, зависим, потому что любое химическое производство, тем более производство, которое связано с получением средств химической защиты растений, конечно, представляет опасность, и оно требует высокого уровня соблюдения безопасности в режиме функционирования таких производств. И второе, это нужно соблюдать все правила и технологии применения пестицидов в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве и вообще в других станциях, естественных в том числе.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько строго ведется контроль? Насколько строгие правила сегодня по использованию пестицидов действуют?

Владимир Павлюшин, академик РАН: У нас около десятка федеральных законов, которые регламентируют применение средств защиты растений и не только пестицидов. Конечно, пестициды занимают особое первое место во всех отношениях – около десяти федеральных законов. Но и сейчас появилась необходимость разработки федерального закона о защите растений. А другие федеральные законы, например, 280 закон – это закон об органическом земледелии, и в рамках этого закона не разрешается использовать пестициды, химические средства защиты, запрещено использовать минеральные удобрения и прочие ксенобиотики, которые попадают в почву. Дальше есть федеральный закон, который гласит, что следует получать урожай зерновых культур, других сельхозкультур улучшенного качества. И там уже допускается использование минеральных удобрений, допускается использование в определенных нормах и объемах.

Николай Растворцев, ведущий: Мы хотим в хороших объемах, хорошего качества, и вот в том числе используя пестициды. Вот для нас, как потребителей, как вы считаете, баланс соблюдается?

Владимир Павлюшин, академик РАН: Относительно, но соблюдается. У нас экономическая эффективность использования средств защиты в сельском хозяйстве и в лесном хозяйстве за последние десятилетия определялась практически на 90% химической защитой. Химическая защита, экономический эффект, рентабельность. И уважаемые телезрители понимают, что вопросы экономической эффективности и рентабельности в сельском хозяйстве имеют существенное значение. Это вся финансовая сторона функционирования сельского хозяйства, растениеводства и так далее. Поэтому не так-то просто оптимизировать и экономическую эффективность, финансовую эффективность, и при этом нужно заставить использовать средства защиты растений в безопасном режиме.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: К разговору о безопасности. Как нам понять, что какие-то товары на рынке, в магазинах, в супермаркетах точно не стоит брать из-за того, что там перебор с пестицидами?

Николай Растворцев, ведущий: Или, если глазом это не заметить, то какие советы дадите?

Владимир Павлюшин, академик РАН: Во-первых, покупатель, который приобретает яблоки, картофель и так далее, должен все-таки быть информирован. Он и сам должен обращать внимание на рекламные проспекты, на качество продуктов.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А это как-то чувствуется? Как понять, что морковка с пестицидом?

Владимир Павлюшин, академик РАН: Здесь нужно рассчитывать на соблюдение норм и правил производителей сельхозпродукции. В первую очередь, они обязаны это делать на 100%. Если это нарушается, это уже уголовное преследование и прочее, прочее.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А можно инициировать проверку? Например, у тебя есть подозрения относительно какого-нибудь вида овощей, сказать, чтобы проверили в этом магазине вот этого поставщика.

Владимир Павлюшин, академик РАН: В магазине не проверят, но в магазине должны быть специальные документы, которые характеризуют качество поступаемых товаров, овощей и фруктов для продажи. Если такого документа нет, а этот документ регламентирует и гарантирует качество того, что они продаются для покупателей, значит, такие документы нужно требовать. Доверяй, но проверяй.