ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:

Альтман встретил Анну Ахматову в 1913 году в кабаре Бродячая Собака. Оно, кстати, находилось в 100 метрах от Русского музея. Альтман работал в манере кубизма. И картина вся состоит из острых углов и геометрических фигур. Через них художник выразил строгость и прямоту характера. Многие указывают и на пророческую роль картины. В холодных тонах и резких линиях живописец будто бы угадал трагические ноты в судьбе поэтессы. Сила и решимость в позе Ахматовой удивительно сочетаются с женственностью и элегантностью. Плечо оголено — довольно смело по тем временам. Ноги как будто бы парят в воздухе, на самом деле опираясь на небольшую скамеечку. А на лице — загадочная и спокойная улыбка.
Портрет не был принят современниками, окружение Ахматовой его критиковало, она и сама признавалась, что не любит эту картину. Художница и критик Ольга Делла Вос-Кардовская заявила, что Ахматова на ней какая-то зелёная и угловатая. А теперь, более чем через 100 лет, именно эта картина стала самым известным, хрестоматийным изображением поэтессы.