В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: Этим утром мы хотим поговорить об одном из самых хрупких видов искусства, о стекле эпохи Великого переселения народов.
Людмила Ширяева, ведущая: В нашей студии ведущий научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа
Николай Растворцев, ведущий: Эпоха Великого переселения народов – это период, когда произошел переход от античности к средневековью, довольно романтичный и интересный сам по себе, полный археологических загадок. Какое место среди всего того, что удалось найти, изучить на сегодня, занимают изделия из стекла?
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Они занимают совершенно особое место. Дело в том, что сама по себе эпоха была достаточно бурной, насыщенной всевозможными миграциями, конфликтами, войнами, передвижениями населения. И естественно, в таких условиях хрупкие вещи, как стекло, сохраняются с большим трудом. Археологи, которые работают с памятниками этого периода, в первую очередь, конечно, находят совершенно другие вещи, гораздо более прочные, такие как оружие, какие-то металлические украшения, глиняную посуду, всё что угодно. Стекло – это, конечно же, большая редкость. Но среди наших коллекций, которые имеются в Эрмитаже и относятся к этому периоду, есть совершенно уникальная коллекция, которая происходит из одного памятника, и она сохранила очень большое количество стеклянных изделий. Этот памятник называется Боспорский некрополь. Боспор – это город, который располагался в древности на берегу Керченского пролива, тогда этот пролив назывался не Керченским, а Боспор Киммерийским, и соответственно город по названию этого пролива назывался Боспор, хотя все-таки основавшие его греки назвали этот город Пантикапеем.
Людмила Ширяева, ведущая: Когда мы говорим о стекле, мы представляем что-то современное. А если вспоминать ту эпоху, что это были за предметы? Они могли принадлежать любому человеку или только избранным? Они могли иметь практическое значение или что-то целенаправленное? Может быть, религиозное.
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Они могли иметь какое угодно значение, конечно, как и любые предметы. Значение этим вещам придавали сами люди, которые их использовали для тех или иных целей. Дело в том, что в эпоху Переселения, но немножко незадолго до этого, буквально в I века нашей эры, в стеклоделии произошло довольно серьёзное изменение, такая трансформация, которая вывела его на новый уровень. Появилась стеклодувная трубка, которую изобрели, по разным данным, то ли римские, то ли сирийские, то ли, может быть, даже египетские мастера. Это случилось в I или II веке нашей эры. И благодаря этому приспособлению стекло стало производиться гораздо легче, быстрее, из более доступных материалов, и при этом оно получалось лучшего качества. Всё это, естественно, удешевило этот вид посуды, и он стал доступен гораздо более, условно говоря, широким слоям населения, он стал использоваться в различных сферах жизни, естественно, и в религиозной, и в какой-то бытовой.
Людмила Ширяева, ведущая: И украшения, наверное.
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: И, конечно, украшения. Но украшения – это совершенно особая статья, там всевозможные стеклянные бусы, они вот когда-то возникли в первый раз, так и продолжали оставаться бусами на протяжении тысячелетий, и ничего не менялось.
Николай Растворцев, ведущий: А в каких условиях они могли дойти до 21 века? Это удача, это какое-то стечение обстоятельств?
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Да, вот мы начали говорить про город Боспор. Дело в том, что город, который существовал на этом месте, то есть он существует и до сих пор, просто по-другому называется, оставил после себя довольно обширный некрополь, который располагался по окраинам города Боспора. И большая часть захоронений в этом некрополе производилась в склепах. Склепы, которые вырубались в твердой породе, это были большие помещения, служившие для упокоения усопших. Как правило, это были, видимо, семейные склепы, то есть там погребённых обычно бывало не один-два, а, может быть, 10-15 человек. Благодаря этой конструкции эти самые склепы не проваливались и не обваливались, как часто бывает с обычными могилами, с которыми приходится работать археологам при изучении курганов и других каких-то кладбищ. Там сохранялась полость, благодаря которой и все вещи, которые помещались туда, они тоже, естественно, оставались целыми. Но вот вещи, которые мы видим, это в целом вещи с нашей экспозиции, посвящённой эпохе Переселения.
Николай Растворцев, ведущий: Много ли вообще стекло может рассказать и принести из той эпохи нам?
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Любая вещь таит в себе какую-то определенную информацию, надо просто уметь извлекать, пользоваться для этого какими-то методиками, какими-то секретными кодами. Скажем, если говорить о стекле, то вот мы видим здесь несколько сосудов. Из них центральный графин большой, как считается, изготовлен в мастерских, располагавшихся на Рейне в Западной Европе, в современной Германии. Некоторые из сосудиков вот с такими налепленными синими капельками стекла изготавливались в Сирии.
Людмила Ширяева, ведущая: Это старинный дизайн, украшение.
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Да, это определенный дизайн, это определенные технологии. Часть сосудов была изготовлена здесь же на месте, в самом городе Боспоре, где были собственные свои стеклодельные мастерские. То есть, вот такая картина культурных связей вырисовывается благодаря находкам стекла. Эти связи говорят о том, что город был своего рода логистическим торговым экономическим центром довольно большого пространства Восточного Средиземноморья. Сюда стекались предметы из различных частей света. Так или иначе, почти все эти части входили в состав Римской империи в это время. Но, в общем, такая картина, которую стеклянные предметы в определенной степени дополняют, восстанавливают, и в этом они для нас ценные. Хотя и сами по себе они тоже очень красивые, изящные, оригинальные.
Людмила Ширяева, ведущая: У меня складывается такое ощущение, что все эти кувшины, графины, то, что мы видим сейчас, они невероятно современно смотрятся.
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Да, конечно, в них есть определенная изюминка, которая, с одной стороны, отражает вот что-то, видимо, своё собственное, соответствующее вкусам и нравам той эпохи, а с другой стороны, есть определённый какой-то такой художественный прорыв, который осуществили эти древние художники. Конечно, это вещи не типовые, не стандартные.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть, возможно, не современно для них было, а было футуристично.
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: Возможно, да. Какой-то элемент экспериментаторства там, несомненно, присутствовал.
Николай Растворцев, ведущий: Вы сказали, со всех частей света приходили какие-то частички культуры. С точки зрения частей света Эрмитажа, где найти эту выставку, вы нам уже успели сказать, что иногда посетители незаслуженного обходят стороной.
Алексей Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: К сожалению, эта выставка у нас расположена далеко не в самом популярном уголке Эрмитажа, Зимнего дворца, она расположена на первом этаже. Но я хочу подсказать посетителям, что те группы экскурсионные, которые двигаются в сторону особой кладовой, а это очень популярное место, они обязательно проходит через нашу выставку. Она находится в Кутузовском коридоре, такой длинный узкий коридор, и когда вы по нему в следующий раз пойдете, обязательно обратите внимание на стоящие по бокам витрины, вы найдете там массу интересных вещей. Это и древнее стекло, и оружие, все это связано с этой краткой, но очень интересной и насыщенной эпохой, эпохой Переселения. Выставка маленькая, но она очень красивая.