В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня и завтра в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича состоится финал и торжественное награждение лауреатов 18-го открытого конкурса композиторов имени Петрова в номинациях «Симфоническая музыка» и «Берег надежды».

Дарина Шарова, ведущая: О том, как при помощи музыки растопить сердца как профессионалов, так и публики, мы поговорим далее.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько сложно вам, как члену жюри, объективно оценивать сочинения? Сколько критериев, где проще послушать и оценить?

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Вы знаете, это очень хороший вопрос, но в то же время очень сложный. Потому что не бывает каких-то конкретных критериев, по которым можно определить, кто лучше, кто хуже. Это какой-то общий эффект, который производит то или иное произведение. Мы стараемся, в первую очередь, смотреть на какие-то профессиональные детали: как человек владеет инструментовкой, насколько красочно может звучать партитура, насколько она грамотно написана для исполнителей – это первостепенные факторы. Но потом самое главное – насколько эта музыка трогает душу, сердце. Потому что музыка, в первую очередь, это душевная и духовная пища.

Дарина Шарова, ведущая: Один из членов жюри сказал, что качество новой музыки всегда определяет для себя по ощущениям, хочется ли ему еще раз исполнить это музыкальное произведение или нет. Путь к вашему музыкальному сердцу лежит таким же образом?

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Абсолютно так. Музыка хорошая, ее хочется всегда исполнять, как, например, музыку Андрея Петрова, безусловно.

Николай Растворцев, ведущий: Перефразирую известную фразу: «Плох тот композитор, который не мечтает стать Чайковским». Реально ли сегодня добиться такого мирового признания, такого мирового уровня? Есть ли, на ваш взгляд, сегодня такие произведения, которые могут зазвучать так же громко, или приблизиться к этому?

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Я думаю, что существуют, в первую очередь, в России такие авторы. Просто нужно больше внимания уделять этому академическому направлению. В общем, не стоит бояться современной музыки. И наш конкурс служит таким инструментом для того, чтобы в какой-то степени популяризировать современную музыку. И чем больше людей будет ходить, слушать, восхищаться, может быть, кто-то станет. Музыка, может быть, будет раздражать или, наоборот, радовать, но стоит попробовать.

Дарина Шарова, ведущая: Насколько чувствуется индивидуальный почерк каждого участника? Есть ли такие самородки, которые вам запомнились, произвели на вас особо сильное впечатление?

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Я думаю, что сегодня вечером мы это узнаем в полной мере. Каждый композитор – это отдельный мир, каждый композитор – это отдельная планета.

Дарина Шарова, ведущая: Например, среди актеров есть средненькие, а есть прям звезда. Смотришь – вот прям талант.

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Это показывает и реакция публики, и реакция музыкантов, и мы сегодня это посмотрим.

Николай Растворцев, ведущий: Конкурс проходит по факту анонимно. Можете отличить русское произведение от иностранного? Потому что конкурс открытый, и подавать заявки на него могут любые композиторы из любых стран.

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Кстати говоря, у конкурса обширная география, что очень радует в современных реалиях. Слышно, слышно. Я думаю, что даже слышно иногда возраст, пол. Я тут не стал бы как-то категоризировать, но есть какие-то интересные моменты. Может просто, поскольку я в музыке достаточно давно, опыт может подсказать. Но я не хочу сказать, что что-то лучше, что-то хуже. Это какое-то внутреннее чутье.

Дарина Шарова, ведущая: А какой возраст вообще? Или это разброс огромный?

Николай Растворцев, ведущий: «Берег надежды» до 25 лет – это начинающие. Номинация «Симфоническая музыка», я так понимаю, не имеет границ и возрастных критериев, что очень правильно. Вам, как дирижеру, какой музыки сегодня не хватает?

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Я бы просто попросил, напишите гениальную музыку. Конечно, интересно исполнять современную музыку, потому что это новый язык, композиторы современные, молодые, они стараются что-то привнести, они стараются слышать, как живет мир, как живет общество.

Дарина Шарова, ведущая: А чего обществу не хватает сегодня, как вам кажется?

Николай Шугаев, дирижёр, член жюри XVIII открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова: Я думаю, что обществу всегда не хватает света. Надо идти к свету, правда. Знаете, как у Чайковского в «Иоланте», там все приходит к свету, и все рады.