На связи с программой «Утро в Петербурге» Виктор Вахонеев, начальник Ленинградской подводной археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН
Николай Растворцев, ведущий: Спустя 302 года со дна Финского залива водолазы подняли оснащение корабля «Портсмут». Участник Северной войны, он затонул в 1719, а в августе 1722 первый Российский император повелел найти и поднять с глубин корабль. По нашей информации с глубины в 10 метров подняты фрагменты якоря, 18 пушек, ядра и книппели. Скажите, как вы оцениваете состояние того, что удалось уже рассмотреть и изучить?
Виктор Вахонеев, начальник Ленинградской подводной археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН: Конечно, корабль сохранился не в идеальном состоянии, ведь еще в 1719 году кораблекрушение произошло на небольшой глубине, корабль сел на мель всего лишь на восьми метрах, а зимний шторм, зимний ледоход его практически весь уничтожил. И основной участок, который мы исследовали, представляет фрагмент днища корабля примерно 30 метров в длину, 6 метров в ширину. Но именно на этом фрагменте сохранилось большое количество артефактов. Нами поднято было со дна 25 пушек, причем из них 21 целая, а 4 фрагментированные. И у нас есть подозрение, что это пушки, которые были повреждены во время боя 1719 года со шведами. А вообще, общее количество находок, которые мы готовим для передачи в Государственный музей, составляет больше 300 единиц.
Марианна Дьякова, ведущая: Это воды Финского залива поспособствовали тому, чтобы и металл, и дерево сохранялись? Или не совсем?
Виктор Вахонеев, начальник Ленинградской подводной археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН: Что касается металла, к сожалению, малая глубина негативно влияет на сохранность металлических предметов. И основная задача нашей экспедиции была спасательной. Вот, к примеру, пушки, которые сверху на поверхности дна располагались, они, к сожалению, очень сильно подвергались коррозии. Я думал, что нужно было срочно их поднимать и консервировать, и реставрировать. А что касается древесины, здесь ситуация иная. Если на Черном море бы утонул такой корабль, до современности он был бы просто уничтожен. В первую очередь там есть такой морской моллюск, который поедает древесину. Так вот на Балтике он не водится. И это уникальная особенность Финского залива то, что у нас есть возможность находить прекрасно сохранившиеся деревянные элементы. В том числе мы нашли ложи пистолета времен Петра I. Даже появилась версия, может Петр I кинул в какого-то боцмана этот пистолет, он отскочил от палубы, упал в воду. Конечно, мы можем фантазировать, но такие находки встречаются.
Николай Растворцев, ведущий: Если корабль не тонул, а именно, как вы правильно сказали, сел на мель, можно было бы его как-то раньше спасти? Или это судьба всех кораблей 18 века, что, если с ним что-то происходило, то, увы, воды его рано или поздно поглощали?
Виктор Вахонеев, начальник Ленинградской подводной археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН: Нам нужно перенестись с вами в октябрь 1719 года. Действительно, корабль сел на мель, и рядом еще один корабль под названием Лондон сел на мель. Они шли на зимовку в Кронштадт из Ревеля. Первоначально планировалось его стащить с этой мели. Они закрепили якори и ждали помощь. И помощь бы пришла, но, к сожалению, ночью разыгрался шторм, и эти корабли затиснуло глубоко на мель. Их даже пытались и после этого поднять. Были срублены мачты, все были в ожидании, что вот-вот придет помощь. Но, к сожалению, шторм и впоследствии лед окутал корабль. Началась спасательная операция. Считается, что будущий император Петр I лично приехал на спасательную операцию из Красной Горки и руководил подъемом пушек. Подняли больше 20-ти пушек, но те пушки, которые располагались в днищевой части, поднять не удалось. Тогда повелел их поднять. И вот только спустя 300 лет мы это сделали.