В гостях у программы «Утро в Петербурге» Лидия Сопрун, врач-эпидемиолог.
Николай Растворцев, ведущий: Заболеваемость гриппом и ОРВИ в нашей стране за неделю выросла почти на 50%, и около 17% заболевших приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.
Марианна Дьякова, ведущая: С 13 сентября вступил в силу новый стандарт лечения этого заболевания, который предусматривает значительное сокращение срока лечения и перечня исследований, а также исключает применение антибиотиков и стероидных гормонов. Осложнений от ОРВИ больше не будет?
Лидия Сопрун, врач-эпидемиолог: Начнем с того, что есть бактерии и вирусы. Да, это несколько разные формы существования наших замечательных соседей. Без них, на самом деле, нас с вами не было бы, и в каждом из нас содержится порядка 2 килограмм различных видов микроорганизмов. Во-вторых, многие из них вырабатывают огромное количество веществ, которые создают иммунитет, плюс они еще вырабатывают гормоны. Например, лактобактерии, которые у нас содержатся, способствуют выработке окситоцина и вазопрессина.
Марианна Дьякова, ведущая: А с антибиотиками что?
Лидия Сопрун, врач-эпидемиолог: Если говорить про антибактериальную терапию, то она применялась всегда строго по показаниям. Превентивно никто никогда не назначал антибиотики. Мы категорически против самоназначения, самолечения. Поэтому у нас сейчас антибиотики, антибактериальная терапия, иммунобиологическая терапия только по назначению врача, выписываются специальные рецепты. Антибиотики не являются безрецептурными препаратами, их можно купить в аптеке только по рецепту. Плюс, ко всему прочему, нужно понимать, что антибиотики действуют на бактерии, они не работают на вирусы. Против вирусов есть противовирусныепрепараты. Их много, они разные, есть с клинически доказанной эффективностью, есть без. То есть это совершенно другая группа, они по-другому построены. Поэтому ничего нового в том, что мы острую респираторную вирусную инфекцию не лечим антибактериальным препаратом, не произошло.
Николай Растворцев, ведущий: Журналисты называют это «новый стандарт лечения». Поэтому мы здесь, чтобы разобраться, что нового в нем?
Лидия Сопрун, врач-эпидемиолог: Новый стандарт лечения так называется, потому что он переиздан, и стал действовать сейчас. Плюс скорректировали терапию новой коронавирусной инфекции. Почему? Потому что мы теперь знаем, что это за микроорганизм, как он распространяется, как его лечить, на что нужно обращать внимание, у кого нужно лечить, какие методы терапии, методы диагностики мы можем применять в той или иной ситуации. Плюс мы с вами понимаем, что SARS-CoV-2, то есть COVID-19, вошел в перечень всех ОРВИ. То есть мы теперь его отдельно не выделяем.
Марианна Дьякова, ведущая: В новом стандарте прописано, что теперь при заболевании ОРВИ можно получить консультацию гинеколога, гематолога и пульмонолога. Почему еще гинеколог и гематолог?
Лидия Сопрун, врач-эпидемиолог: Начнем с того, что у вируса SARS-CoV-2 – инфекция COVID-19 – есть очень яркий пример. Есть пример, когда воздействие идет в том числе на рецепторы в кровеносных сосудах, именно поэтому есть назначение гематолога. Есть еще один очень важный аспект, о котором я хотела бы сказать. Есть люди, которые принимают препараты, разжижающие кровь, и в этой ситуации обязательно нужно смотреть, что происходит, как действует тот или иной вид микроорганизмов, как действует ОРВИ. Поэтому консультация гематолога может быть назначена в конкретном случае при острой респираторной вирусной инфекции. Если женщины готовятся к беременности, либо они еще не знают о том, что они в положении, острая респираторная вирусная инфекция является показанием для похода к акушер-гинекологу. То есть эта консультация была и раньше показана. Сейчас это не совсем стало стандартом, до этого тоже было указано в других нормативных документах. Стандартов по приему беременных женщин, при планировании беременности много. И они выходят не просто регулярно, более того, они обновляются. То есть обновление всех нормативных документов у нас происходит с очень высокой частотой. Когда была пандемия, в месяц одних методических указаний могло выйти несколько версий. В 2021 году произошла так называемая законодательная гильотина, когда нормативные документы, которые до этого действовали, перестали действовать, и вышли совершенно другие нормативные документы, с которыми абсолютно все медицинские организации тоже должны были сталкиваться. То есть, выход новых нормативных документов – это всегда праздник.