В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы.
Дарина Шарова, ведущая: Центру помощи морским млекопитающим в Репино 5 сентября исполнилось 10 лет. За эти годы волонтёрами спасено более 180 тюленей, пройдено 40 тысяч километров для оказания помощи животным.
Михаил Спичка, ведущий: В честь юбилея центра в Петербурге прогремел торжественный полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости.
Дарина Шарова, ведущая: Я знаю, что сегодня ночью к вам привезли очередного пациента. Хотя, казалось бы, сезон закончился.
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Сезон закончился, и вот такое удивительное прибытие. Нам привезли взрослую ладожскую нерпу. Впервые в истории центра к нам попало взрослое животное. Она в очень тяжелом состоянии. Я с ней всю ночь возился и немножко устал.
Михаил Спичка, ведущий: А кто привез?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Замечательные люди, которые ее на берегу и нашли. Они обратили внимание, что животное как-то очень странно себя ведет: лежит в камнях без движения. Позвонили нам, прислали фото, видео, можно было оценить состояние. Мы попросили их привезти, невозможно было бы быстро добраться.
Дарина Шарова, ведущая: Мы желаем скорейшего выздоровления этой питомице. Какие достижения вы могли бы отметить за 10 лет существования фонда? Что считаете самым главным, сделанным вами за эти годы?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Занимаемся сохранением тюленей еще с 2007 года, а с 2014 года мы занимаемся этим в промышленных масштабах. Благодаря тому, что нам начала помогать такая замечательная организация как Водоканал Санкт-Петербурга. К нашему фонду можно применить определение «единственный в России». У нас единственный в России такой современный центр, специализированный на оказании помощи этим животным. Мы — единственные авторы методики по оказанию помощи. У нас создана рабочая, эффективная система помощи этим животным. Сейчас мы уже доросли до такого уровня, чтобы пытаться распространять наш опыт на остальные моря России.
Михаил Спичка, ведущий: Мы знаем, что в Калининградской области собираются открывать подобный центр.
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Мы собираемся его открывать.
Михаил Спичка, ведущий: Это будет филиал?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Даже просто как одна из групп центра. Мы сейчас на территории национального парка Куршская коса будем делать временный сезонный пункт. Мы много лет пытались разных людей обучать, но в итоге пришли к выводу, что это делать нужно под нашим контролем, потому что так будет лучше. И нашу технологию надо именно внедрить досконально в сознание этих людей.
Дарина Шарова, ведущая: Да, но пока делегировать рановато.
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: И мы сейчас разработали типовой центр, который может строиться на разных водоемах России – на Каспии, в Архангельской области, на Байкале. Те же проблемы у животных, они страдают от климатических изменений. Они все относятся к группе настоящих тюленей, и наша методика применима для выращивания этих животных. Мы попытаемся первый такой опыт сделать в Калининградской области.
Дарина Шарова, ведущая: С какими проблемами сегодня чаще всего сталкиваются ластоногие? Почему их так важно защищать?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Прежде всего, они страдают от климатических изменений, и из-за массы тела возникают различные неприятные для них события. Банально не хватает льда и времени на льду для того, чтобы успеть вырастить весной потомство.
Дарина Шарова, ведущая: Это мы говорим о глобальном потеплении, наверное?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: Да, даже в нашем регионе практически на месяц сократилась климатическая зима за 100 лет. И животные, которые пришли к нам изначально из Арктики, предназначены к арктическому способу выращивания потомства. Они несут большие потери вследствие того, что не успевают выкормить на льду, лёд просто ломается, уносит детёнышей. Очень часто самки теряют это потомство, и кому повезёт, их находят люди. Кроме того, в этом году было очень много больных животных из-за потепления. Из-за скученности возникают больше возможности передачи инфекционных болезней. И в этом году мы не ожидали такого наплыва животных с энтеритами. У нас было много таких.
Михаил Спичка, ведущий: Рекордный год получается?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: У нас он и юбилейный, и по погоде ничего не предвещало, что он будет рекордный. Но получается, что рекордный – 30 животных в этом году.
Михаил Спичка, ведущий: А в каком состоянии в целом популяция ластоногих сейчас?
Вячеслав Алексеев, директор Фонда друзей балтийской нерпы: У нас три разновидности тюленей. Серый тюлень на Балтике, его численность восстановилась даже в сопредельных государствах. Отстреливать начали по заявкам рыбаков этих животных. Их численность от 40 до 60 тысяч. У нас в России они в Красной книге, и численность в Финском заливе этих животных стабильно около 1 700 особей с года в год. Мы проводим авиаучет и наблюдаем за этой ситуацией. Ладожской кольчатой нерпы у нас от 3 до 5 тысяч особей. И, к сожалению, в отношении Балтийской кольчатой нерпы, ее будущее вызывает сомнения в нашем регионе. Около 100 особей, и очень мощные климатические и антропогенные факторы воздействия на них. И тут нам похвастаться пока нечем.