В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Дарина Шарова, ведущая: Около двухсот человек в Петербурге пострадали в ДТП с самокатами. Это цифры за прошлый год. Наверняка они были бы выше, если бы все происшествия удавалось зафиксировать.

Михаил Спичка, ведущий: А вот данные за минувший июнь. Почти 90 ДТП с самокатами случились только за один месяц. Причем в 17-ти случаях самокатами управляли дети. С учетом низкого уровня безопасности средств индивидуальной мобильности, к которым как раз и относятся электросамокаты, пострадавшие практически всегда получают травмы разной степени тяжести.

Дарина Шарова, ведущая: Как получить моральную и материальную компенсацию ни в чем не повинному пешеходу? Кто определит ее размеры? И кто будет выплачивать самокатчик или каршеринговая компания?

Михаил Спичка, ведущий: В каких случаях наезд на пешехода признается дорожно-транспортным происшествием?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Если мы почитаем ПДД внимательно, дорожно-транспортное происшествие – это событие в отношении одного или нескольких транспортных средств. Средство индивидуальной мобильности – это транспортное средство. Поэтому все случаи, когда средство индивидуальной мобильности наезжает на пешехода, это дорожно-транспортное происшествие. Если не все обязанности по правилам дорожного движения можно выполнить (например, выставить знак аварийной остановки) – это не отменяет обязательства выполнять все требования, которые можно выполнить. Зафиксировать участников, зафиксировать место ДТП. И самое интересное, поскольку у электросамокатчика нет полиса ОСАГО, то скорее всего нужно сообщать об этом в полицию.

Дарина Шарова, ведущая: Мы сейчас поговорили о том, что делать в случае, если оба участника происшествия остались на месте. А если самокатчик скрылся?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Я бы даже сказал, что у нас это сплошь и рядом, потому что, они не считают себя виновными. Они думают о том, что они такие же пешеходы, и покидают место ДТП. Пешеходу в этом случае надо все равно подтвердить факт ДТП, потому что, когда дойдет до истребования ущерба, нужно будет зафиксировать факт самого события. Надо позвонить в городской мониторинговый центр и попросить зарезервировать видео с камер наблюдения, которые находятся по этому адресу.

Михаил Спичка, ведущий: Чаще всего это удается сделать?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Пока все случаи, которые я использовал, все удавались. Видео зарезервировали, потому что оно хранится недолго. Если в автоматическом режиме, то оно через 7-8 дней будет в прокрутке стираться. Дальше все равно заявление в полицию, для того чтобы зафиксировать само событие. Мониторинговый центр видео просто так не отдаст, а вот по запросу дознавателей – из полиции, из ГИБДД, из ГАИ – они могут предоставить это видео в материалы дела, чтобы было уже установлено событие.

Михаил Спичка, ведущий: Допустим, полиция находит виновного в этом ДТП. Что дальше происходит? Не будет же полиция требовать компенсацию?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Если речь идет о каршеринговом самокате, то, скорее всего, полиция пойдет самым простым путем – у них есть геолокация самокатов. Потом обращаемся в эту компанию, они предоставят данные на того, кто нарушил. Но каршеринговые компании говорят, что у них риски эксплуатации использования средств мобильности застрахованы. И тогда дознаватели в досудебном порядке приходят в компанию. Может быть, компания в досудебном порядке оформит страховые выплаты, которые должны будут скомпенсировать ущерб. И дальше все равно виновным-то будет тот, кто сбил, потому что каршеринговая компания или страховая компания в этом случае обратится с регрессом к тому, кто ездил.

Дарина Шарова, ведущая: Грозит ли виновнику что-то за оставление места происшествия?

Дмитрий Попов, автоэксперт: К сожалению, нельзя на него навесить штраф как на автомобилиста, потому что есть примечание к статье 12.1. Но 500 рублей штраф как минимум за нарушение правил на средствах индивидуальной мобильности. И это пока. С нетерпением ждем законодательную инициативу Совета Федерации, которая сурово поднимет штрафы для самокатчиков. Их ждет штраф, который предусмотрен каршеринговой компанией в договоре – десятки тысяч – и возмещение страховой компании все, что она выплатила за лечение. Если это не каршеринговый самокат, то ситуация сложнее. В этом случае довольно сложно даже при наличии видеозаписи найти того, кто совершил наезд. Тем не менее, сейчас один уважаемый институт делает экспертизы частных самокатов. Тогда он сам возмещают весь ущерб либо в досудебном порядке, либо через суд.

Дарина Шарова, ведущая: Если мы попали в ДТП с самокатчиком, первое, что мы делаем, – звоним в полицию?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Мы обязательно должны заявить в полицию и должны зарезервировать в ГМЦ видеозапись нашего события.

Дарина Шарова, ведущая: И требуем с каршеринговой компании.

Дмитрий Попов, автоэксперт: После того как полиция зафиксирует, можно прийти в досудебном порядке в каршеринг, если они против, то тогда через суд.

Михаил Спичка, ведущий: Всегда ли в ДТП виноват именно самокатчик?

Дмитрий Попов, автоэксперт: У нас в правилах дорожного движения так записаны обязанности движения на средствах индивидуальной мобильности, что практически прописана презумпция его вины. Если он не может обеспечить безопасность движения по тротуару, то в этом случае он должен либо снизить скорость до скорости пешеходов 1,3 м/с, либо слезать с электросамоката. Если он наехал, получается, что он не обеспечил безопасность.