АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Артур, мы присутствуем при таком неожиданном для себя моменте, потому что с одной стороны, Сочи — мы привыкли, что это такой пляж, отдых и так далее, а с другой стороны не стоит забывать, что это место, где всегда находились государственные резиденции и государственной дачи. Вот мы находимся как раз на даче Сталина, вопрос номер один: она же появилась здесь не на пустом месте ?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Не на пустом месте, конечно. Это была когда-то дворянское имение Михайловское, чей хозяин — торговец Зензинов построил здесь пониже дом для своей супруги, поэтому в принципе место это было знакомо. В 20-е годы имение было национализировано, и принимается решение строить дачу в знакомом для Сталина месте, но место выбирается непростое: во-первых, высота 160 метров над уровнем моря, дышится хорошо, слияние двух потоков — морского и горного воздуха на даче роза ветров, потом — дача в знакомом месте, это удобно, и опять же дачу строит не простой человек — архитектор Миром Иванович Мержанов, который построил 4 или 5 дач он построил для Сталина, да. Поэтому Мержанов принимает решение строить именно здесь дачу, в знакомом месте и так удобно для вождя было.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Сколько времени ушло в принципе на строительство?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод: Два года, всего лишь два года. Ударные были стройки, поэтому для главы государства тогда все делалось быстро.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот, кстати, Артур, хотел спросить, я правильно понимаю, что цвет зелёный не случаен ?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Конечно! Это понятно — с моря не видно, с горы Ахун не видно, нас вообще нигде не видно, даже в зимний период. В основном дачи, которые строил Мержанов, они все были зелёного цвета.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Кто это? Тоже неотъемлемая часть экспозиции?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Конечно, Людмила Иосифовна Сталина, хозяйка дачи.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Хорошо, если кроме шуток, Артур, давайте поясним нашим зрителям — в принципе вот этот комплекс, который называется «Дача Сталина» – из чего он состоит и что в него входит?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Во-первых, само «сталинское крыло», мы так его называем: несколько комнат, где жил сам хозяин. Конечно были его дети Светлана и Василий. Дальше идут два этажа, где комнаты занимали офицеры охраны, на 2-м этаже была комната секретаря Александра Николаевича Поскрёбышева. На 1-м этаже находилась столовая, которая плавно переходила в первый этаж кухонной зоны. Но как видите, кухню построили специально на большом расстоянии о главных комнат: запахов еды Сталин не любил, поэтому готовили на всех дачах отдельно.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Что же, Артур, заходим внутрь той самой Дачи Сталина, оказываемся сразу в холле, который помнит, как вождь сюда входил ….

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Да, если представить, как всё это было при нём — в принципе, отделка вся в сохранности. Деревянные панели, мы видим, что это ручная работа и нет ни одного гвоздя. Если внимательно посмотреть, то вы увидите вкрапления такие только, называются «шканты» и казеиновый клей. Высокие потолки, мы видим, что в каждой комнате они будут меняться, в каждой комнате свой рисунок — всё же акустика должна быть хорошая, хозяин говорил тихо да ещё и с грузинским акцентом.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Ну что ж, первый этаж Дачи Сталина. Комната отдыха обязательно была, как я понимаю? Мы как раз в неё и вошли.

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Помимо того, что лечение, и отдых тоже должен быть — и здесь мы видим большие шахматы. Фигуры буковые, на самом деле кажутся такими тяжёлыми, массивными, они на самом деле лёгкие, из бука. Но играл большими фигурами Сталин не случайно — больная спина просто не позволяла долго сидеть, и он играл стоя. Удобнее играть стоя большими фигурами, поэтому столешницу могли выставлять к середине комнаты или даже на улицу выносить.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Ну что пойдём в рабочий кабинет Сталина? Остался ли он абсолютно таким, каким был в 30-е и 40-е годы?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Отделка сохранилась, да действительно, мы видим, что деревянные панели. встроенный шкаф, опять же, горный хрусталь, и потолки, как всегда меняют свою форму. Кессонные потолки — они везде, в каждой комнате меняются. Что здесь ещё сохранилось: ну, во-первых,, рабочий стол хозяина в сохранности, почти 200 килограммов. На столе мы видим уникальный набор — это подарок был Мао Цзедуна к семидесятилетию вождя, но мало кто знает из наших гостей, Китай сделал еще один подарок — это не фотография, это вышивка, ручная работа китайский шёлк и парча. То есть Китай сделал тогда два подарка: один от народа и один личный — от Мао Цзэдуна.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы уже с вами говорили о том. что Сталин приезжал на эту дачу вместе с детьми в том числе. Где они жили?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Как раз это была комната Светланы, то есть любимой дочери Сталина. Папа работает, дочка рядом всегда. Спальня сына на 2-м этаже. Копии приказов. которые когда-то Светлана писала отцу, ведь любимая дочь, поэтому она издавала свои приказы, почитайте: «Приказываю тебе позволить пойти в театр! Сетанка-хозяйка». То есть она была хозяйкой дачи. Почему Сетанка — потому что маленькая была, буквы просто не выговаривала. Он подписывал «Согласен! Секретарь Сетанки — Сталин»

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

В доме нет ничего случайного. Чем особенна вот эта лестница, по которой ходил Сталин?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Архитектор знал — ноги больные, ревматизм, подниматься было сложно, поэтому ступенечки все разные. Первая ступенечка всего лишь 12 сантиметров — мы говорили: ревматизм, пожилому человеку с больными ногами сложно сделать первый шаг высокий, поэтому это тоже учитывали. Все остальные ступеньки чередуются 15-16 сантиметров, чтобы снизить нагрузку на коленные суставы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Кстати, дуб — правильно я понимаю?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Здесь везде разные породы дерева: мы даже пытаемся не запутывать людей, потому что использовался граб, каштан, тис, орех, красное дерево, карельская береза, дуб, но — это всё была ручная шлифовка, ручная полировка, вы не найдете ни грамма лака.

Комнаты небольшие, мы видим, что дом сам себе большой, но комнаты небольшие. Спальня Сталина находилась на 2-м этаже, как в Москве на даче, как в Абхазии — спальня была на 2-м этаже, хотя ноги были больные. Но спальня — это всё же официальное такое слово, спать он мог в разных комнатах. Что в оригинале осталось? Здесь осталась кровать. Уникальная кровать, действительно, небольшая, всего лишь 1.80 на 80 сантиметров, скромно, аскетично, но хозяин говорил «больше мне не нужно». Мы говорим всё же, что это был ГОСТ 40-х годов.

Комната Василия. Она находилась на 2-м этаже, всё же подальше от рабочего кабинета. Василий был подростком, 16 лет, это нужно учитывать, хулиганистый подросток. Дочь была рядом с отцом, ей было всего лишь 10 лет, поэтому Василию комнату сделали на 2-м этаже, но рядом с хозяйской спальней, то есть спальней отца, дети всегда были под присмотром.

У Василия комната небольшая, всего лишь 12 метров, но в принципе, вот так отдыхали дети главы государства. Отделка в оригинале: нужно учитывать красивый паркет, 8 ценных пород дерева! Мы помним что ковров на даче не было, поэтому сделали имитацию красивых ковров. Отделка тоже вся в оригинале, но здесь панели непростые, мы их называем «хамелеон». Будьте любезны, сделайте шаг назад и посмотрите вот на эту панель — как вы считаете, она ведь светлая? А эта тёмная? А у меня вот эта тёмная, а эта светлая. Игра света. И у вас тёмная переходит в светлую наверняка, правда ведь? А у меня вот эта тёмная, а эта — светлая, здесь все панелечки меняются, здесь вся комната — хамелеон. В принципе, дети могли считать панели — сколько светлых, сколько тёмных панелей.

И мы выходим на балкон Василия, действительно, красивый балкон с потрясающим видом на море. Если представить, как тут всё было раньше при нём — балкон был открытый без остеклений, то есть уличный балкон, первого этажа, бассейна, крыш — это всего просто не было, и деревья были всё же пониже, прошло почти 90 лет — выросли. Закаты потрясающие до сих пор.

Здесь всё сохранилось, здесь даже не подкрашено, то есть вкрапления металла и стекла — здесь все это видно. Опять же разработка Мержанова, мы запомнили, что песок, цемент, металлическая стружка, битое стекло и мелкий ракушечник с пляжа — эти компоненты замешивают просто с окисью хрома, именно он придавал зеленоватый оттенок и хром ещё держит краску как закрепитель 88 лет. Поэтому это всё в хорошем состоянии на долгие- долгие годы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Заходим, наверное, в самую просторную комнату? Торжественную?

АРТУР КУЦЕНКО, экскурсовод:

Большая, просторная, торжественная комната, действительно, мы её называем Большим каминным залом — залом приёмов. Мы видим, что потолок — аркой Мержанов сделал, ведь он знал, что хозяин говорил тихо с акцентом грузинским, его должны были все слышать. Попробуй не услышь, что сказал хозяин! Опасно! Потолок, как в оперном театре. Большой камин до сих пор работает, зимой мы всегда его протапливаем. Здесь литьё, мрамор, дерево — всё в оригинале. Потом, конечно, выходили на террасу. Две террасы остались в оригинале, но они очень между собой отличаются, опять же продумано до мелочей: мы говорим, что была одна любимая терраса, в другая — нелюбимая. Выходим. Жарко! Душно! Находится невозможно, это мы говорим, что ещё не самый пик сезона, и солнце яркое, а потом, заметьте — крыши нет, и в плохую погоду просто не выйти, здесь дождь идёт, поэтому эта терраса, как мы говорим, — она была не особо любимая, но здесь вид на гору. Воздух горный сухой. И вот выходим на другую террасу — обратите внимание, во-первых, есть потолок, можно выйти в любую погоду, даже в дождь, а потом — не жарко? Прохладно? Ветерок. Любимая терраса, и моя тоже любимая, потому что вид на море, воздух влажный, морской, мы говорим о розе ветров, а потом мы понимаем, что деревья были пониже — прошло почти 90 лет, потрясающий вид на море. По ночам — звёздное небо, здесь опять же Мержанов продумывает до мелочей: обратите внимание на палубную доску, видите зазоры большие такие, что влага уходила и лужи не собираются.