АННА СМИРНОВА, корреспондент:

180 лет назад император Николай Первый сделал своей супруге императрице Александре Федоровне подарок — Царицын павильон на Царицыном острове. Это место и сейчас называют Маленькой Италией.

Здесь отдыхала императорская семья — неподалеку от всемирно известных и пышных фонтанов Петергофа — но в укрытии скромного Колонистского парка. Острова Царицын и Ольгин — настоящие произведения архитекторского и садово-паркового искусства, которые появились буквально на болоте.

НИНО ВАХАНИЯ, начальник экспозиционной службы ГМЗ «Петергоф»:

Императрица здесь, например, полдничала с императором Вильгельмом Первым. Она очень часто привозила сюда своих младших детей: князей Михаила и Николая. Здесь обязательно музыкальные вечера проходили, ведь мы знаем что императрица очень красиво исполняла музыку и пела. У Николая Павловича был божественный голос.

Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер создавал этот уголок в Помпейском стиле. Поднимаясь с пристани или приходя сюда из Колонистского парка, вы словно попадаете в райский сад. Здесь по традиции растут померанцы, розы, лавровые деревья. Рядом с ними — античные статуи. Царицын остров часто называют музеем скульптуры под открытым небом. К юбилею коллекция скульптуры пополнилась новыми экспонатами — Восточное крыльцо Царицыного павильона украсили два мраморных стража.

ИРИНА РУДОКВАС, хранитель музейных предметов «Музеи Колонистского парка и Стрельны»:

Это мраморные копии XIX века со знаменитых оригиналов великолепного великого мастера итальянского Антонио Канова. До Великой Отечественной войны в историческом собрании Царицына павильона были две пары подобных львов, только другого масштаба. К сожалению, они были утрачены. Поэтому эти львы напоминают нам о тех предметах которые здесь были ранее в XIX веке который приобретал и сам Николай Первый.

Но важнейшей достопримечательностью считают эту — подлинную помпейскую мозаику, датированную I веком нашей эры. Из древнего города она попала в коллекцию супруги Наполеона — Жозефины. Затем была приобретена у её потомка — зятя Николая Первого — специально для Царицына павильона.

ИРИНА РУДОКВАС, хранитель музейных предметов «Музеи Колонистского парка и Стрельны»:

На этом мраморном бортике стоят миниатюры, которые Николай Павлович приобрел в Риме. Мы здесь видим прекрасно всем знакомые фигуры — Апполона, Ареса, Юнону.

Коллекция стоит у фонтана, который создает дуэт с уличным. Рядом с ним подлинная скульптура Нарцисса, сделанная в Риме русским мастером. И когда Андрей Штакеншнейдер выбирал место, было точно ясно, Нарцисс должен смотреть в воду. И тогда появилась идея создать водную гладь фонтана. Кстати, под ней постоянно есть букет живых цветов. Эта традиция сохраняется с самого основания острова.

АННА СМИРНОВА, корреспондент:

Особое место в оформлении острова всегда занимали розы. Это не просто любимый цветок императрицы — с детства её называли Бланш Флур, что в переводе с немецкого означает — Белая роза. В честь героини популярного немецкого романа.

В Петергофе бережно хранят традиции. Не только розы, но и другие цветы, и небольшие деревья во внутреннем саду — здесь растет все то, что когда-то появилось по велению императрицы Александры Фёдоровны. Она и сама была не прочь поработать в саду. И спустя почти два века любовь и забота продолжает царить в этим удивительном месте. В этом году еще один юбилей — 100 лет назад острова Колонистского парка — Царицын и Ольгин заработали как музей.