В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Юлиана Борейша, врач-невролог.

Ксения Бобрикова, ведущая: На днях министр просвещения анонсировал появление в России методического пособия для мам и пап «От 0 до 18». В нем будет собрана вся полезная информация о государственных выплатах и не только. Например, в каком возрасте отдавать ребенка в детский сад, школу и когда лучше всего ему поступать в ВУЗ.

Василий Киров, ведущий: Пока в России нет строгих правил, тем временем, согласно статистике, почти половина первоклассников не готовы к школе. Действительно, жаркие споры кипят всегда: 6 лет, 7 лет, 8 лет. Какой же именно возраст подходит для того, чтобы отправить ребенка в первый класс?

Юлиана Борейша, врач-невролог: Честно говоря, я считаю, что чем позже, тем лучше. Необходимо объективно оценить готовность ребенка к школе. Первый вопрос, который мы должны задать ребенку: «Ты хочешь в школу?». У ребенка, который не готов к школе, не произошел физиологический переход от игровой деятельности к познавательной. Он еще хочет поиграть с игрушками, еще хочет остаться в этом мире, и только потом уже идти в школу. Есть такие ситуации, когда и в 8 лет ребенок не готов. Но об этом мы не будем, это уже глубокая не норма. Обычно к 8 годам ребенок, если он условно-нормотипичный, готов пойти в школу. Но, честно сказать, из своей практики я сейчас практически не вижу детей, которые готовы пойти в 7 лет в школу.

Ксения Бобрикова, ведущая: На ваш взгляд, какие должны быть основные навыки, которые свидетельствуют о том, что он готов к школе?

Юлиана Борейша, врач-невролог: В первую очередь, ребенок должен быть скоординирован. Он должен уметь прыгать на одной ноге, должен ловить мяч, владеть скакалкой. Ребенок должен быть коммуникабелен, то есть, уметь общаться со сверстниками, уметь отвечать на вопросы взрослых, быть ориентированным в месте, времени и пространстве. Он должен знать, в какой стране он родился, назвать столицу своей страны.

Ксения Бобрикова, ведущая: Знаете, очень часто приходится слышать, причем даже от учителей, они говорят, что вы ребенка с 3 лет начинаете учить языкам, высшей математике, но при этом ребенок не умеет завязывать шнурки, не умеет нормально есть и, простите, даже правильно ходить в туалет. Скажите, на такие навыки мы тоже обращаем внимание или есть еще даже что-то, что тоже очень важно?

Юлиана Борейша, врач-невролог: Конечно, бытовые навыки, это самое главное, на что мы обращаем внимание. Ребенок должен полностью себя обслуживать. Он должен есть ложкой и завязывать шнурки, сам одеваться-раздеваться, знать, где находятся его вещи, уметь выбирать гардероб соответственно тому сезону и той погоде, которая за окном.

Василий Киров, ведущий: Елена, а что делать, если нет, например? Родители понимают, что так сложилось, ребенок не готов в школе, ему 7 или 6 лет, неважно. Что этот год тренировать себя или какую проводить деятельность с ребенком?

Юлиана Борейша, врач-невролог: Прежде всего, настоятельно рекомендую обратиться к профессионалам. В первую очередь это должен быть врач-невролог, а также логопед, нейропсихолог и психолог, которые смогут провести оценку зрелости ребенка, то есть его готовности к учебе в школе. Мнение родителей зачастую основывается на личных наблюдениях, однако здесь критически важно задействовать экспертизу специалистов и использовать дополнительные методы диагностики. К таким методам относятся электроэнцефалография, исследование вызванных потенциалов, а также другие электрофизиологические и нейрофизиологические тесты. Эти процедуры могут дать более полное представление о состоянии ребенка и выявить возможные трудности, что поможет в дальнейшем развитии и подготовке к школе. Подключение профессионалов позволит сформировать более объективную картину и принять правильные решения относительно обучения и воспитания.

Василий Киров, ведущий: Елена, может быть, есть какие-то простые тесты? Сможем ли мы их продемонстрировать?

Юлиана Борейша, врач-невролог: Давайте, да. Я попрошу вас встать. Первое, что мы смотрим, может ли ребенок правильно прыгать на двух ногах. Потом ребенок, соответственно, прыгает на одной ноге. Очень многие дети, к сожалению, не умеют прыгать на одной ноге, что является тоже критерием того, что мы можем опосредованно оценить, что почерк у ребенка может страдать.

Василий Киров, ведущий: Я, например, отлично, честно скажу, прыгаю, но пишу всегда очень коряво.

Юлиана Борейша, врач-невролог: Есть выученные навыки. Все это работа мозжечка, структуры головного мозга, которая находится в задней черепной ямке. Она отвечает и за крупную координацию, и за мелкую координацию, а ведь почерк — это мелкая координация. Еще есть тест на диспраксию, то есть мы предлагаем ребенку более сложную моторную программу. Соответственно, прыгаем накрест, обратно и по-другому накрест. Последнее, что я бы хотела показать, это проба кулак-ребро-ладонь. Важно проговаривать и в ритм выполнять упражнения. То есть чувство ритма, это тоже функция мозжечка, которая тоже оценивает, насколько ребенок будет успешен в школе. Еще тест: я вам покажу забор, который необходимо нарисовать. Важно ребенку продолжить забор. Опять же, это проба на ритм. Еще один тест — это проверка ритма. Как раз вы держите фломастеры, но будем использовать их не по назначению. Я отстукиваю ритм, а вы повторяете, я прячу фломастер, вы слушайте.

Василий Киров, ведущий: Если ритм не повторил ребёнок, что происходит?

Юлиана Борейша, врач-невролог: Если ребёнок не повторил ритм, мы опять же возвращаемся к проблеме незрелости мозжечка и подкорковых структур. Ритм является основой восприятия речи.

Василий Киров, ведущий: Могут ли родители проводить какие-то манипуляции дома?

Юлиана Борейша, врач-невролог: Конечно, могут. Многим своим пациентам я рекомендую барабан и скалолазание. Скалолазание влияет на мышечно-суставное чувство, и развивается правая рука, левая нога, межполушарное взаимодействие. Прокачивается тот же мозжечок.