ДАРЬЯ БОГДАШКНА, корреспондент:

Первый памятник Пушкину скульптора Александра Опекушина появился ровно 140 лет назад. После него в среднем каждые 10 лет в нашем городе рождался новый бронзовый Александр Сергеевич. И каждый из них хранит свои секреты.

К нему, Пушкину на площади Искусств, не зарастает народная тропа. Сюда приходят и днём, и ночью поздороваться с поэтом и повторить его позу: правая рука откинута в сторону, левая нога — чуть впереди. Кажется, а как иначе можно было изобразить поэта? Но у скульптора Михаила Аникушина на поиски нужного движения ушло 8 лет.

ЮЛИЯ МАЧЕВСКАЯ, заведующая филиалом «Мастерская Аникушина» Государственного музея Городской скульптуры:

Этот жест руки у Аникушина занимал особое его внимание. Мы видим, что рука поднята, но она достаточно театрально поднята, немного неестественно. Здесь уже добавляется вот это более тонкое, более изящное движение пальцев, рука уже больше немножко назад уходит. В левой руке у Пушкина книжка. На другой модели — держит смятые листки бумаги. Но Аникушин идёт по пути упрощения образа. И в итоге решает полностью отказаться, потому что сама поза, сам жест должен нам показать, что перед нами — поэт.

Скульптор Роберт Бах создал Пушкина-лицеиста. Может, поэт в задумчивости перебирает первые стихотворные строчки, а может, присел отдохнуть после активных игр. За годы создания скульптуры в ней многое менялось: постамент упрощался, Пушкин «взрослел», а картуз поэта… перемещался!

ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель фонда фотографии Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Пушкинский музей занимал всего две комнаты, и эти две комнаты музейные помещались рядом с учебными классами, поэтому воспитанники лицея могли пользоваться своим привилегированным положением. И в связи с этим у нас есть фотография, как один из таких воспитанников, взяв картуз, уселся рядом с поэтом.

А вот к следующему памятнику тропу пока не проложили. Самая неизвестная скульптура поэта, которой нет ни в одном путеводителе Петербурга, находится во дворике арт-центра на Пушкинской, 10.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Вот мы говорим: Пушкин — наше всё. Что мы имеем в виду? Пушкин создал язык, на котором мы говорим, он стал журналистом одним из первых в России, историографом, но Пушкин ещё и художник! Его рукописи полны маленьких зарисовочек, маленьких фигур. Всё вместе создаёт особый мир пушкинской графики. И вот в память о заслугах Пушкина в этом направлении художник Мокроусов в 2008 году создаёт памятник Пушкину — Пушкину-художнику.
Тут и Наталья Николаевна появляется. Если человек талантлив в чём-то одном, он талантлив во всём!

ДАРЬЯ БОГДАШКНА, корреспондент:

Это про Пушкина!