Эллинг Средне-Невского судостроительного завода. Цех для ремонта и постройки судов. Но иногда – и для классической музыки. Фестиваль «Время, вперёд!» – цикл гала-концертов в исполнении Губернаторского симфонического оркестра. Это выступление – не первое в серии. «Симфонию заводских цехов» услышали уже на двух предприятиях. Но только здесь, в этом эллинге, играть решили без усилительной аппаратуры. Акустика – как в Большом зале Филармонии. Звучит музыка XIX и XX столетий. Один час переплетения промышленности и искусства – поистине петербургский феномен.

АНТОН ЛУБЧЕНКО, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга:

У музыки ведь нет границ не только географических, нет и социальных границ тоже. Она равно обращена как к рабочим завода, так и к интеллигентам, к артистам, политикам. Как писал Достоевский «всем нам снятся сапоги», вот Чайковский – он тоже писал для всех.

Выступление на заводе – совсем не новый вираж музыкальной жизни Петербурга. Больше ста лет назад для рабочих фабрик выступали солисты тогда ещё Императорского Мариинского театра. Давал концерты в цехах и Фёдор Шаляпин. В 1920-е годы традиция продолжилась в новом музыкальном стиле – урбанизме. Эта музыка стремилась вобрать в себя дух индустриализации. В репертуаре – симфонический эпизод Александра Мосолова «Завод. Музыка машин». И чтобы доказать, что не только искусство может органично проникнуть на завод, но и завод — в искусство, в партитуру вписан необычный инструмент – лист железа.

МАРИЯ ЛЕЛЬХОВА, артист Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга:

Когда ты играешь на классических инструментах — и тут вдруг такие произведения, где используется вот такой, например, лист железа. Это, честно говоря, очень необычно и требует физической нагрузки, но мне кажется, что я справилась.

Не могла на судостроительном заводе не прозвучать и морская тема. В репертуаре – пьеса «Три чуда» Римского-Корсакова из оперы «Сказка о Царе Салтане». Бурление моря, 33 богатыря, выходящих на берег, – всё в этой музыке.

ВЛАДИМИР СЕРЕДОХО, генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода:

Музыка и кораблестроение – они связаны. Потому что столько песен написано про море, про корабли. Культура – она объединяет и побеждает. Петербург – культурная и промышленная столица, значит это – симбиоз.

Музыка и море, море и Петербург. Наш город во многом – в триединстве истории, культуры, производства. И неслучайно концерт обрамлён композициями, всецело посвящёнными Северной столице. В начале – «Гимн Великому городу» Рейнгольда Глиэра, а в завершении – «Город над вольной Невой».