В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург» и Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта.

Тимофей Зудин, ведущий: На календаре 12 июля, а завтра у вас, наши дорогие телезрители, появится эксклюзивная возможность открыть для себя изящную эпоху барокко, мир искусства натюрморта. Детали создания феноменальной выставки, Фландрия на культурной и исторической карте мира, секреты полотен, азбука символов натюрморта, интервью, сюжеты, перформансы и многое другое. Наша студия разместится на выставке «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», в Николаевском зале Государственного Эрмитажа, непосредственно в окружении шедевров.

Ксения Бобрикова, ведущая: Начнется эфир в 20 часов 50 минут. Все подробности узнаем из первых уст.

Тимофей Зудин, ведущий: Светлана Анатольевна, выставку окрестили уже блокбастером этого года, к ней прямо пристальное внимание, в том числе нашего телеканала. Перед кураторами стояла амбициозная задача — создать внутри музея совершенно новое музейное пространство. Что в первую очередь хотели донести зрителям, ведь зал фламандской живописи в Эрмитаже существовал всегда и пользовался уже огромным спросом, имел успех?

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта: Дело всё в том, что последний раз большие выставки фламандского натюрморта были в начале 2000-х годов. Эта выставка стояла в плане Государственного Эрмитажа не со вчерашнего дня. Когда мы поняли о том, что можем себе позволить рассказать об этом нетривиальным способом, выбрали именно эту тему, и получилось то, что завтра увидят наши зрители. Многие жители Петербурга и наши туристы уже насладились, потому что вчера появились первые данные, что за неполных два месяца работы выставки ее посетили около 400 тысяч человек.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ольга Александровна, наш телеканал уже не первый раз претворяет в жизнь такие проекты, которые в принципе не делает никто на отечественном телевидении. Вспомним хотя бы День Эрмитажа, потом трансляцию выставки полотен Сергея Щукина. Без сомнения, этот проект, я напомню, он называется «Эрмитаж. Натюрморт. Гимн жизни» тоже никого не оставит равнодушным. Скажите, в чем его особенность и неповторимость?

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Да, спасибо большое. Действительно, мы очень признательны Государственному Эрмитажу, Михаилу Борисовичу Пиотровскому за такое исключительное доверие, потому что, как вы сказали, Ксения, в начале, наш эфир предложит совершенно неожиданный ракурс. Безусловно, благодаря нашему сотрудничеству мы смогли показать выставку в разные моменты ее деятельности, в том числе и публичные, не только ее витрины, но и моменты подготовки, которые всегда очень интересны, потому что именно там есть и драма, и процесс, и какой-то творческий вызов. Но то, что произойдет завтра, это будет наш взгляд, рассказ о выставке уже нашими художественными средствами. Мы, конечно, постараемся передать, если говорить как-то крупными штрихами, во-первых, общее впечатление, которое обрушивается на тебя, когда ты попадаешь на эту выставку. Когда ты входишь через этот золотой лабиринт, оказываешься в роскошном кабинете, а потом под сводами каких-то странных готических конструкций, то ли храма, то ли театра. То есть первая наша цель – это всем передать состояние совершенно особое, которое дает музей. Музей, который, казалось бы, очень статичен, может быть, такое очень консервативное пространство. Но нет, мы тут немного ломаем стереотипы, нарушаем. Есть очень сильное эмоциональное впечатление. Второе, конечно, мы постараемся разъяснить, может быть, нашим более простым языком те смыслы, множество этих смыслов, которые заложили авторы и кураторы выставки. Потому что действительно Эрмитажем проделана фундаментальная и очень серьезная работа, которая рассказывает нам многое не только о Фландрии, не только о натюрморте, но и вообще о жизни человека в этом бренном мире.

Тимофей Зудин, ведущий: Если приоткрыть завесу телевизионной кухни, то как будет построен этот специальный проект? То есть это будут интервью или будет детальное рассмотрение выставки? Что он будет включать?

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Это будет такое путешествие, я бы сказала, поскольку выставка связана во многом с эпохой географических открытий. Для нас это тоже будет такое двухчасовое путешествие, когда мы будем открывать и этот мир Фландрии, и узнавать, как вообще люди перемещались, что их удивляло, что они ели на кораблях, что они привозили, что они предполагали, когда вдруг создавали эти натюрморты, и как можно их разгадывать. То есть во всем этом проводниками станут наши звездные, блистательные, совершенные эксперты, в первую очередь Михаил Борисович Пиотровский и многие кураторы.

Тимофей Зудин, ведущий: Светлана Анатольевна, сейчас мировая ситуация очень непростая, это своего рода вызов в том числе и музейной индустрии, и всей экономики нашей страны. Можно ли сказать, что выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» — пример эрмитажного подхода к разрешению всех этих современных вызовов?

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта: Вы абсолютно правы, потому что наш Эрмитаж является энциклопедическим музеем и сам по себе готов предложить, собственно говоря, любую тему, давайте будем говорить европейскую, потому что Государственный Эрмитаж, это всё-таки музей мирового искусства прежде всего. Поэтому наш фламандский натюрморт — выставка российской коллекции, то, что Государственный Эрмитаж может себе позволить, не привлекая никаких внешних музеев.

Тимофей Зудин, ведущий: Это все, что было в России?

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта: Во-первых, это далеко не все, потому что, как вы знаете, основной комплекс Франса Снейдерса, его самые знаменитые полотна, это четыре «Лавки», остались на своих местах в Новом Эрмитаже. Для того, чтобы сделать такую масштабную выставку, нам даже не пришлось перемещать «Лавки» с места, где они более ста лет висят на своем месте в Новом Эрмитаже. Эрмитаж таким образом показывает, что это не наш ответ, то есть мы так живем. Мы в принципе самодостаточны настолько, что можем из любой темы сделать свою собственную экспозицию. Конечно, на этой выставке у нас львиная доля экспонатов — это, конечно, экспонаты Государственного Эрмитажа, но также Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в который после Эрмитажа эта выставка переместится в Москву. Там уже будет совсем другая история. Мы тоже увидим, я думаю. Нужно будет показать это, потому что будет два разных подхода. Поэтому мы совершенно спокойно живем в этой геополитической ситуации.

Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, вопрос как к Ольге Александровне, так и к вам, Светлана Анатольевна, почему важно увидеть эту выставку не только в главном музее страны, но и в эфире нашего телеканала?

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Мне кажется, очень часто об этом говорит Михаил Борисович Пиотровский, что музей сегодня очень модное место, что предполагает не только популярность, но и большое количество вызовов. С телевизионной точки зрения именно музей сегодня, мне кажется, очень важным пространством, где формируются вообще какие-то смыслы. Это очень креативное пространство, очень смелое, очень не статичное, как мы уже говорили. В общем-то, это возвращает и нас, как телевидение, к своим первоистокам, потому что, буду краткой, в 60-е годы, когда телевидение образовалось, оно рассматривалось как вид искусства и как определенное средство художественного языка. Такие смелые, можно сказать, революционные в хорошем смысле проекты, они заставляют и нас как-то очень мотивированно вспоминать, что мы можем. Поэтому, безусловно, выставка сильнейшая и самодостаточная сама по себе, но мы с помощью наших выразительных средств, как экранное искусство, мне кажется, можем дать некоторые ключи к этой выставке для широкой аудитории, которая может прийти, но те, кто не смогут прийти, то наверняка они, как-то надеюсь, смогут к ней прикоснуться. Не только содержательно, но и в том числе эмоционально, визуально, потому что мы, конечно, работая над этим проектом, тоже доступными нам средствами старались соответствовать этой высокой планке.

Тимофей Зудин, ведущий: Как вы считаете, Светлана Анатольевна, почему важны живые зрители не только в залах Эрмитажа, но и у экрана?

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта: Именно то, что сказала Ольга Александровна, то есть визуальный контакт, это одна сюжетная линия. Другая — то, что телеканал «Санкт-Петербург» готовит вокруг этого прямого эфира, то есть эти специальные репортажи о разных аспектах выставки. Когда приходишь внутрь музея, на тебя обрушивается всё и сразу. Здесь, я так понимаю, что для тех, кто ещё из этих 400 тысяч посетителей ещё не посетил до середины сентября, посмотрев эфир, уже может идти более подготовленным. Действительно, с одной стороны, первое и изначальное, это, конечно, само искусство, сами экспонаты выставки, но мы действительно поработали над созданием общего образа, то есть именно полного погружения в этот мир Фландрии, и он, конечно, требует некоторого пояснения.

Тимофей Зудин, ведущий: Бэкграунда, как сегодня можно говорить.

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта: Это даже не бэкграунд, это пояснение. Опять же, если я обращусь к нашему статистическому отчету, бэкграунд, кстати, у этих 400 тысяч, он вполне себе. То есть люди не случайно приходят. Но то, что дает телевидение, и мы, конечно, очень благодарны такому отношению канала, что мы можем много что дополнительно рассказать.

Тимофей Зудин, ведущий: Такой телевизионный всеобъемлющий экскурсовод будет, можно сказать.

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта: Да, именно так.

Тимофей Зудин, ведущий: Я, честно говоря, сам уже в предвкушении. Дорогие друзья, не отказывайте себе в удовольствии окунуться в невероятный мир искусства вместе с проектом «Эрмитаж. Натюрморт. Гимн жизни». Напомню, завтра в 20 часов 50 минут. Но интернет-трансляция будет на протяжении всего дня. В 14 часов заходите в интернет на сайт нашего телеканала, в социальные сети и следите за ним в прямом эфире.