В гранит оделася Нева
Мосты повисли над водами
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова.
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Гулял вот так Александр Сергеевич по Петербургу, и, кажется, что строчки сами рождались у него в голове, а ему оставалось лишь дотянуться до пера и бумаги и записать их. Но так ли было на самом деле?
АЛЕКСАНДР ДУБРОВСКИЙ, научный сотрудник Рукописного отдела института русской литературы РАН (Пушкинский дом), хранитель Пушкинского фонда, кандидат филологических наук:
Так могут думать люди, только которые никогда не видели пушкинских черновиков, потому что вот за этой внешней лёгкостью стоит колоссальная работа. Черновики Пушкина необыкновенно интересны! Если, допустим, сравнить с Лермонтовым, то Михаил Юрьевич — у него, как правило, строчки складывались, действительно, в голове, и он записывал уже конечный результат, у него правки немного, а у Пушкина всё на бумаге.
Как разрез древесного ствола сохраняет всю историю дерева, так и пушкинский черновик хранит в себе все тайны создания шедевра. На каждой странице бесконечный поиск нужных слов, рифм и образов. Пушкин зачёркивает, возвращается к прежнему и вновь переделывает: например, он перебрал 11 вариантов описания кавказского пленника, прежде чем найти точные и лаконичные выражения, ставшие основой русского языка.
Эта эпиграмма в «Кишинёвской тетради»
Певец Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа
где отчётливо читаются первые две строчки, а вот, обратите внимание на нижние строки — они ведь не дописаны, что-то такое «пр — гр, пр — гр», ну как то не по-пушкински звучит. «Побожусь» было изменено на «положусь», и потом я уже когда занимался этим, мне кажется, что там написано слово «поклянусь» — всё-таки оно более пушкинское и более точное по графике.
В 1937 году вышел первый документальный фильм о творчестве Александра Сергеевича «Рукописи Пушкина», литературовед Сергей Бонди и режиссёры Сергей Владимирский и Анатолий Егоров смогли воплотить на экране то самое, творческое движение пера поэта.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, профессор Санкт-петербургского государственного университета, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения:
Прорывной характер этой картины заключается в том, что впервые, пожалуй, были использованы достижения отечественной и мировой мультипликации, то есть это реальная технология анимации, когда оживает рисунок — ну, в данном случае графический текст, и именно с помощью мультипликации и мультипликационной техники возможно было такое снять.
На берегу пустынных волн…. На берегу балтийских волн…. На берегу пустынных волн
Чем дольше вчитываешься в неразборчивые слова и строчки, двигаясь по следам поэта, тем сильнее увлекаешься разгадыванием загадок, разбросанных по всему черновику, и тем больше убеждаешься в справедливости фразы, написанной самим Пушкиным «следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная».