МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Виртуозный музыкант, руководитель оркестра, композитор — маэстро Кальварский отмечает сегодня 90-летний юбилей! Анатолий Владимирович, спешим поздравить. Мотор! Хлопушка! Начинаем.
Дорогой Анатолий Владимирович, позвольте поздравить от лица телеканала «Санкт-Петербург», от программы «Утро в Петербурге» вас с этой прекрасной датой. Поздравляем!
Анатолий Владимирович, вот такой серьёзный джазовый музыкант как вы, руководитель оркестра, композитор, а большим хитом стала шуточная песня. Вас это не удивляло никогда?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Когда я что-то создаю, я не хочу ни на что рассчитывать. Я давно уже отвык цеплять такт за тактом, я пишу только то, что я слышу, я даже не подхожу к инструменту. По большому счёту это не моя музыка, я просто ретранслятор, это откуда-то.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Всякий ли талантливый композитор, даже талантливый мелодист может сочинить качественную аранжировку для своего произведения? Насколько важна вообще аранжировка?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Аранжировкой можно всё испортить просто. Кстати ваш покорный слуга тоже отличался этим самым, помнится я раньше слушал точно записанное радио, думаю «господи боже, что же ты наделал»!
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
А сложно ли было делать аранжировки для песен Владимира Высоцкого к фильму «Бегство мистера Маккинли»?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Вы знаете что… было не сложно, но мы все оказались неправы. Самая лучшая аранжировка — это его расстроенная гитара. Вспомните, например, «Мелодия» выпустила — они, конечно, очень хотели помочь Володе, и были выпущены песни Володи Высоцкого «раз-два-три-четыре, сейчас гимнастика» и играет оркестр, такой, значит встроенный, всё вместе играет, всё блестит, всё ухает, ухает! И — мимо.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Что важно для композитора, который пишет музыку для циркового представления, у вас же есть тоже такой опыт?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Хорошую память. И плюс к этому умение создавать произведения очень доступные для циркового артиста. Когда-то редактор, когда я только начал работать в цирке, меня предупредил, что Анатолий Владимирович, редакция музыкальная – это не ваш союзник, потому что всё решает артист . Единственная лёгкая работа в цирке была с Игорем Кио, он был очень музыкальный и очень любил джаз. Там у меня была стопроцентная свобода.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
А как вы в Азербайджане оказались?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Совершенно случайно. Мы приехали на гастроли, и я там играл соло, и это соло фа мажор всех как-то очаровало, и кроме того я умудрился в это время ещё сделать им какую-то нехитрую аранжировочку, и меня пригласили. И через полгода после окончания этих гастролей я оказался в роли музыкального руководителя этого оркестра, с которым меня соединяла почти десятилетняя дружба и совместные работы.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Уровень оркестра всегда зависит от мастерства его руководителя?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
От характера, от требовательности. Иногда приходится быть жестоким. Хороший парень, но плохо играет, а ты вроде как с ним в дружеских отношениях. Надо уметь поддерживать расстояние . Это умение держать расстояние между собой и исполнителями — это самое главное.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
А какое у вас сохранилось самое яркое воспоминание из детства?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Самое яркое воспоминание из детства — это когда приехал в блокадный Ленинград мой отец после тяжелейшего ранения, он был на Северном флоте. Мы уже были не в состоянии даже покупать хлеб по карточкам. Если бы вовремя не приехал папа, которого друзья снабдили, отдали то, что всё у них было, и вот он приволок чемодан какой-то снеди. И я остался жив. Вот это самое яркое воспоминание. И ещё, пожалуй, не менее яркое — это прорыв блокады Ленинграда. Не снятие блокады, а именно прорыв.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
А сколько вам лет тогда было?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Мне было 7 лет тогда.
МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Всё-таки джаз во многом это импровизация. Не могли бы вы сымпровизировать несколько утренних музыкальных тактов для нас ?
АНАТОЛИЙ КАЛЬВАРСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств России:
Дорогие петербуржцы, я хочу вам пожелать хорошей погоды, хорошего настроения и удачи!