В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Марина Беляева, художественный руководитель фестиваля «Встречи в России» и Александра Никушина, народная артистка Азербайджана.

Василий Киров, ведущий: Сегодня в Петербурге открывается XXVI фестиваль русских театров «Встречи в России». В этом году он посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Спектакли по произведениям Александра Сергеевича на сцене театра «Балтийский дом» покажут коллективы из семи стран.

Людмила Ширяева, ведущая: Откроет фестиваль спектакль Азербайджанского государственного академического русского драматического театра (Баку) «Капитанская дочка». Почему был выбран именно этот спектакль?

Марина Беляева, художественный руководитель фестиваля «Встречи в России»: Очень простой ответ. Потому что этот спектакль создан при поддержке проекта «Петербургские театральные мастерские». Данный проект давно существует в нашем городе, и мы его проводим вместе с Комитетом внешних связей. По линии этого проекта творческая группа во главе с режиссером Игорем Коняевым отправилась в Баку и поставила этот замечательный спектакль. Премьера его состоялась ровно год назад, и сейчас мы с удовольствием представляем ее в Санкт-Петербурге.

Василий Киров, ведущий: Александра Константиновна, расскажите о своей роли Екатерины II и о спектакле?

Александра Никушина, народная артистка Азербайджана: Я скажу, что именно роль Екатерины II для меня явилась некоторой неожиданностью. Абсолютно не рассчитывала на эту роль и казалось, что есть более подходящие актрисы. Но Игорь Григорьевич меня успокоил и сказал, что это не моя проблема и нужно делать то, что он скажет. Конечно, ходила и трепала ему нервы, потому что я не похожа, возраст у нас разный, как я буду выглядеть, как я буду говорить, что там надо делать. Но он сказал: «Александра Константиновна, спокойно». На первой же репетиции, когда он вышел, изящно прошелся по сцене, я поняла рисунок этой роли. Когда режиссер дает точную задачу, как это делать, то дальше уже проблема способностей той или иной актрисы. Мне было очень комфортно и легко, при всей ответственности того, что мы едем в Санкт-Петербург, и привезти туда Екатерину II.

Людмила Ширяева, ведущая: Екатерину II транслировали и на театральной сцене, и на экране, удалось ли что-то свое добавить?

Александра Никушина, народная артистка Азербайджана: Я надеюсь, потому что встреча с Марией Ивановной раскрыла Екатерину с точки зрения человечности. Девочка, которая так рьяно защищает своего жениха и говорит достаточно резкие вещи. Екатерина сумела в ней рассмотреть ту горячность и преданность своей любви, поэтому она и говорит: «Я надеюсь, что вам недолго придется ждать ответа на свое письмо». Мне кажется, что Коняев здесь нашел этот ход — для меня, понятно, как для актрисы, что здесь она женщина, человек, что здесь она просто дама, которой очень нравится то, что Маша ее не узнала. 

Василий Киров, ведущий: Все ли спектакли будут посвящены юбилейной дате?

Марина Беляева, художественный руководитель фестиваля «Встречи в России»: Практически все спектакли будут посвящены юбилейной дате и в этом смысле фестиваль может быть даже с одной стороны легче других, с другой стороны сложнее. Я думаю, что все знают, про что писал Пушкин, что он хотел сказать. Важно не разочаровать тех людей, которые придут на спектакли, но в то же время постараться сказать что-то свое. Главное, наверное, его качество быть современным всегда. Не случайно говорят, что он отец современного русского языка и многому мы, конечно, обязаны Александру Сергеевичу. Но вот то, что он поднял театры на постановку своих спектаклей, то, что каждый из театров по-своему открылся благодаря его произведениям и надо отдать должное, что есть очень современные произведения. Например, у нас два театра, которые впервые участвуют в фестивале — это Шымкент и спектакль «Пиковая дама». Он поставлен в таком современном жанре блуждающего кино молодым режиссером из Москвы, выпускником ГИТИСа, поэтому там Пушкин организовывает свою блуждающую труппу, и они по городам и весям ездят, а тут же он пишет свои произведения. Продолжит мистическую тему Гродненский областной театр кукол (Республика Беларусь), представив не менее таинственное произведение «Уединенный домик на Васильевском» – фантастическую повесть Владимира Титова, сюжет которой он записал со слов самого Пушкина. Белорусский режиссер Олег Жюгжда поставил спектакль об игре потусторонних сил с человеком, переворачивающей всю его жизнь, воплотив на сцене таинственную петербургскую историю, которую относят к ярким образцам русской литературной готики. Театр из Таджикистана привозит нам спектакль «Тартюф» по пьесе Мольера и это далеко не чуждый Пушкину автор. Мольер умел писать комедии, а у Пушкина они не получались, поэтому из «скупого» Мольера, у нас есть «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича. Известно, что русский поэт еще с юных лет зачитывался пьесами французского драматурга. Его увлекал мир высоких страстей, и под вдохновением от комедийных сюжетов Мольера Пушкин создал «Маленькие трагедии».