ЗАХАР КОЛОВСКИЙ, генеральный директор государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО

Мы очень рады возможности почтить память и отдать должное знаменитому кинорежиссёру. И мы рады, что коллекция Росфото предоставляет такие возможности. Это замечательный эксперимент, это голограмма, это пазл, сборный проект, в котором – один портрет, состоящий из многих частей.

Время превращает фотографии в культурологический артефакт. Оно иначе расставляет акценты, настраивает зрительскую оптику. Но феномен Сергея Параджанова в том, что он свою жизнь творил здесь и сейчас. «Самое страшное – прозевать прекрасное», – говорил Параджанов-мудрец и делал это прекрасное вокруг себя. Взлететь чёрным вороном, прихватить случайно попавшееся на пути велосипедное колесо, закутаться в ткань, как в тогу. Одно движение – и жизнь становится искусством. Доказательство тому – фотографии Юрия Мечитова, который дружил с Параджановым, называл его своим учителем и, как прилежный ученик, документировал его фантазию.

ВАСИЛИЙ ГУСАК, заместитель главного хранителя РОСФОТО, куратор выставки:

Второй автор, Елена Карусаар, много лет проработала на киностудии Ленфильм в должности художника-фотографа, она сотрудничала с киностудией Грузия-фильм. И вот последнее её сотрудничество с этой к/ст – была как раз связана с работой над картиной «Ашиб-Кериб». Она снимала артистов, режиссёра, кадры из фильма, она как бы засвидетельствовала процесс создания фильм, покадрово, от эпизода к эпизоду. Цветной фильм, яркий, очень сочный по цветам, он представлен в чёрно-белом изображении, и, может быть, этот парадокс, но при этом тщательно выполненные фотографии, дают возможность по-другому пережить фактуру Параджанова, вот эту текстуру, ткани, украшения.

Окунуться в яркие краски параджановского кино помогают его эскизы на планшете всё к тому же «Ашиб-Керибу». Рисующий режиссёр – не редкость, но то, что делал Сергей Иосифович – больше, чем раскадровка фильма. Это ещё одна ироничная фиксация уже самим режиссёром-визионером плодов своей фонтанирующей фантазии.

ВАСИЛИЙ ГУСАК, заместитель главного хранителя РОСФОТО, куратор выставки:

Юрий Мечитов и второй автор, Елена Курасаар имеют разное отношение к Параджанову. Каждый по-своему оказался рядом с Параджановым, и через них мы пытаемся и зрителю дать возможность оказаться рядом с Параджановым, пережить, осмыслить своё отношение к его фильмам, к нему самому.

Жизнь режиссёр прожил сложную, полную страшных переживаний. Но выставка напоминает о том Параджанове, который нам завещал: «Веселитесь в полную меру, как это делал я. Есть что вспомнить. Иначе было бы жаль и себя, и жизнь!»